Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Alitalia, серп и молот

Борьба бывших советских бояр

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стюардессы учатся улыбаться: ради улучшения своего имиджа 'Аэрофлот' пошел даже на это. Помимо дизайна новой форменной одежды, между прочим, от того же стилиста, который изменил облик московского метрополитена. Но логотип остается прежним: серп и молот с крыльями, потому что когда компания пыталась поменять его, маркетинговые исследования показали, что люди все еще сильно к нему привязаны

Миллионная прибыль, но постоянное уменьшение количества клиентов на родине: вот что стоит за предложениями 'Аэрофлота', касающимися итальянской компании

Стюардессы учатся улыбаться: ради улучшения своего имиджа 'Аэрофлот' пошел даже на это. Помимо дизайна новой форменной одежды, между прочим, от того же стилиста, который изменил облик московского метрополитена. Но логотип остается прежним: серп и молот с крыльями, потому что когда компания пыталась поменять его, маркетинговые исследования показали, что люди все еще сильно к нему привязаны.

Но кроме этих внешних проявлений не осталось ничего от прежнего 'Аэрофлота', национальной советской компании, которая гордилась ежегодными объемами перевозок (116 миллионов пассажиров в 1986 году) и авиапарком в 30 тысяч самолетов (чему никогда не верили западные аналитики). Тогда в качестве слогана использовалось настойчивое предложение 'Летайте самолетами 'Аэрофлота''. Сейчас он стал мягче - 'Искренне ваш', - подходящим для авиакомпании западного уровня, а счета компании находятся в отличном состоянии, учитывая, что в 2006 году она зарегистрировала увеличение прибыли на 32%, а в пассажирообороте - на 17%.

Это компания со своими особенностями, поскольку 'Аэрофлот' летает, прежде всего, за рубеж: она осуществляет 51% международных маршрутов с отправлением из России по сравнению со всего лишь 12% внутренних рейсов. На этих направлениях в основном работают маленькие компании, окрещенные 'бэйби-флотом' - плодом разделения части 'Аэрофлота' во время приватизации 90-х. Но в 'Аэрофлоте' на это не жалуются, учитывая, что прибыль зарабатывается на международных рейсах, а большинство внутренних рейсов убыточны. Самые крупные их местных компаний это 'Сибирь', недавно переименованная в 'S7' после многочисленных аварий (последняя произошла в Иркутске в июле 2006 года и унесла жизни 124 пассажиров). Кроме нее есть еще 'Россия' - компания, которой для своих перелетов пользуется Владимир Путин. Самая амбициозная - это 'KrasAir', четвертый оператор в России, штаб-квартира которого находится в сибирском Красноярске. Кое-кто полагает, что именно эта компания в ближайшее время проявит интерес к присоединению к итальянской связке за завоевание Alitalia и которая была одной из первых, кто начал изучать ее документы (совместно с китайцами из Air China и China Eastern Airline). Опцион не получился, но эти попытки свидетельствует о больших амбициях компании.

В последние месяцы российский авиамир стал театром объединений и приобретений, направленных на его укрепление: от слияний компаний 'Пулково' и 'Россия' в прошлом октябре до приобретения 'KrasAir' в феврале венгерской компании 'Malev' за 1,04 миллиона долларов. Не говоря уже о лоу-кост: феномен, пришедший недавно даже в Россию, представлен как международными компаниями (итальянскими 'Windjet' и 'Eurofly', а также немецкой 'German Wings'), так и российскими - первой из национальных лоу-кост-компаний стала 'SkyExpress', основанная в прошлом году 'KrasAir'.

Но действительно ли реалистичны предложения 'Аэрофлота' по Alitalia? Относительно этой темы мнения аналитиков разделились: большая их часть считает, что это невозможно, а кто-то упирает на то, что это лишь любезность русских по отношению к итальянцам, которые никогда прежде не были настолько близки. Но не все так думают: 'Я уверена, что 'Аэрофлот' действительно заинтересован в этой операции', - объясняет Анастасия Вечирко, транспортный аналитик при фонде 'Тройка Диалог': 'Существуют различные причины, которые могли бы подтолкнуть 'Аэрофлот' к подобным действиям, прежде всего тот факт, что рынок пассажирских перевозок все еще мал и недостаточно развит: всего лишь около 38 миллионов пассажиров пользовались услугами авиакомпаний в 2006 году, что составляет 7% от общей численности населения. Из них 20 миллионов летали за границу. Таким образом, 'Аэрофлот', конечно же, заинтересован в попадании на европейские рынки, более развитые и с большим пассажиропотоком. Одна только Alitalia в 2006 году перевезла 24 миллиона пассажиров, то есть две трети всего российского пассажиропотока и в три раза больше 7,3 миллионов пассажиров 'Аэрофлота'. Чтобы попасть в Европу 'Аэрофлоту' нужны уже отработанные маршруты и потребительская сеть: выстраивать их с нуля было бы затратно и потребовало бы длительного времени. Alitalia предоставляет все это, в придачу к отличным самолетам'.

Другие аналитики не прекращают повторять что, даже если 'Аэрофлот' официально заявляет о своем интересе к Alitalia, в действительности же в Италии ожидают серьезных сделок и каких-нибудь неприятностей. И добавляют, что слияние компаний не будет простым, даже хотя бы из-за различных внутренних расценок компаний: как отмечают аналитики, зарплаты персонала Alitalia отличаются от зарплат персонала 'Аэрофлота'. Кроме того, 'Аэрофлот' занимается постройкой третьего терминала московского аэропорта 'Шереметьево', что не является, конечно же, хорошей рекламой для российской компании, учитывая, что терминал мрачный, грязный и охраняется людьми в форме, которые угрожающе изучают документы вновь прибывших на родную землю. Аэропорт без поезда, который соединяет терминалы с центром, и расположенный на постоянно забитом машинами шоссе.

Именно из-за 'Шереметьево' 'Аэрофлот' продолжает терять клиентов, которые предпочитают летать авиакомпаниями, приземляющимися в 'Домодедово', современной аэропорте на юге столицы. Но новый терминал даже не является самой значительной задачей в плане королевы российских небес: в апреле 'Аэрофлот' объявил, после долгих месяцев колебаний, о том, что он заказал 22 'Аэробуса-350' за 4,4 миллиарда долларов, которые должны быть готовы к 2015 году. 'Аэрофлот' не является тем сплоченным колоссом, в существование которого он хочет заставить поверить: между председателем правления Виктором Ивановым и генеральным директором Валерием Окуловым отношения складываются не очень. Если первый является ставленником Путина и обеспечивает прямую связь с Кремлем, второй - человек прежней системы, зять Бориса Ельцина и член 'Семьи', чудом выживший во время чисток, проведенных в первые годы президентства Путина. Окулов, помимо этого, был связан с олигархом Борисом Березовским, ныне находящемся в самовольном изгнании в Лондоне. Кремль обвиняет Березовского в хищении у 'Аэрофлота' 6 миллионов евро.

От Березовского акции 'Аэрофлота' перешли его наследнику Роману Абрамовичу, который в настоящее время больше известен как губернатор Чукотки и владелец 'Челси'. К 'Аэрофлоту' Абрамович был привязан по другой причине: его жена Ирина, с которой он недавно развелся, выдав ей выходное пособие в размере 8 миллиардов, была стюардессой национальной компании. Великая честь в советские времена. Такое же резюме и у другой заметной российской супруги - у Людмилы Путиной. Акции Березовского-Абрамовича позднее перешли к Александру Лебедеву, владельцу банка 'National Reserve Corporation', а сейчас самому крупному частному акционеру 'Аэрофлоту' с 30% акций. Предприниматель близкий к Путину, но известный также в качестве важного акционера 'Новой газеты', издания, где работала Анна Политковская. Акционер, к которому не так уж и прислушиваются, учитывая его жалобы по поводу того, что с ним даже не посоветовались относительно предложений по Alitalia.

____________________________________

Зять Ельцина и бывший 'агент 007': дуэль олигархов за российские самолеты ("Corriere Della Sera", Италия)

Турбулентное эхо прошлого ("The Times", Великобритания)