Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Человек, без которого нельзя было обойтись

Ельцин слишком долго держался за власть, и России теперь придется нести эту ношу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Где наследие этого человека, который в 1991-м стоял на броне танка, предотвращая попытку государственного переворота, который собирал под свои знамена миллионы людей, потому что он был чисто по-русски харизматичен и потому что он был прав? Что стало с ним сегодня?

Борис Николаевич Ельцин стал разрушителем в тот момент, когда надо было многое разрушить - главным образом, склеротичный и одряхлевший Советский Союз, вся шаткая система которого была привязана к бессмысленной идеологии. Он выступил против своих бывших товарищей и, опираясь на мощную и активную поддержку общества, встал на защиту России - а также 14 остальных советских республик, сметя прочь СССР.

Кончина Ельцина, постигшая его вчера в 76-летнем возрасте, спустя 15 с лишним лет после распада Советского Союза, ярко демонстрирует один бросающийся в глаза и вместе с тем гнетущий факт в отношении России. Первый за всю тысячелетнюю историю этой страны демократически избранный президент пережил демократию, в становление которой он внес больший вклад, чем кто бы то ни было.

Где наследие этого человека, который в 1991-м стоял на броне танка, предотвращая попытку государственного переворота, который собирал под свои знамена миллионы людей, потому что он был чисто по-русски харизматичен и потому что он был прав? Что стало с ним сегодня?

С одной стороны, сегодня в России больше богатства и личных свобод, чем в советские дни. Но там уже не проводятся свободные выборы региональных губернаторов. Список кандидатов в депутаты парламента накануне намеченных на конец года выборов в Государственную Думу будет в основном ограничен именами льстецов Кремля. На президентских выборах будущего года (если таковые вообще состоятся) наверняка не будет реальных альтернатив. Пресса находится в полном подчинении Кремля. Проводятся аресты оппозиционных демонстрантов. Демократии не существует, и это далеко не та новая Россия, которую еще не так давно обещал своим согражданам Ельцин, когда они возлагали на него все свои надежды.

В свои первые президентские годы, которые были трудными, но полными эмоций и надежд, Ельцин руководил страной, где как никогда активно действовала пресса. На него лились потоки грязи и брани. Но он отряхивался и шел дальше, потому что это происходило в стране, которая пыталась быть 'нормальной' (таким словом она выражала свое главное устремление). Выборы были по-настоящему честными и свободными. Такими же честными и свободными были референдумы и проходившие вслед за ними новые выборы - и все последующие.

Но в глубине души он не был демократом. Прежде всего, он не знал, как можно с выгодой для себя торговаться с другими политиками. Он все чаще прибегал к принуждению; он воевал с непримиримым (пусть и безответственным) парламентом; он раздавал государственную собственность на миллиарды долларов в обмен на подкуп средств массовой информации. И наконец, он передал бразды президентского правления в руки Владимира Путина.

Путин, который руководит более спокойной и стабильной страной, который со своей трезвостью и спокойствием очень выгодно смотрится на фоне ельцинских причуд, обязан наследию Ельцина гораздо большим, чем может показаться на первый взгляд. В удачную эпоху нефтяного богатства его основными достижениями стали упорядочение коррупции, которая теперь выглядит менее агрессивной, повсеместное подавление оппозиции, носящее далеко не временный характер, а также настойчивое воспитание подобострастия прессы.

Ельцин - жесткий, эксцентричный и страстный - в течение нескольких коротких, но напряженных лет был незаменимым человеком, героем своего времени. Но он слишком долго держался за власть, и России теперь придется нести эту ношу.

________________________________

Катализатор перемен в России ("The Washington Post", США)

Почему России будет не хватать Ельцина ("The Times", Великобритания)