Самое важное, что в своей политической жизни сделал Ельцин - это не то, что он сделал, встав на танк перед Белым домом в августе 1991 года, а то, чего он не сделал, взяв власть. Ельцин не стер побежденную сторону с лица земли. Впервые в российской истории новый правитель не стал уничтожать проигравших в борьбе за власть. Более того, они, проигравшие, в конце концов получили возможность вписаться в политический процесс.
Буквально в одночасье профессиональный бюрократ превратился в предводителя всего народа, оружием которого было внутреннее убеждение в разрушении барьеров. И все же Ельцин оставался до крайности противоречивым политиком. Он отдал власть региональным лидерам, но затем с головой ринулся в пучину войны в Чечне. Он повел бой против привилегий элиты, но затем сломал заборы, сдерживавшие олигархов, и позволил им разворовать страну. Он проповедовал свободу выборов - наше все, - но своего преемника, в конце концов, выбрал сам.
Все то время, что Ельцин был у власти, в нем шла непрекращающаяся борьба между внутренним стремлением к демократии и опытом всей его жизни, проведенной в номенклатуре. На одном его плече ангел свободы и демократии шептал о выборах и капитализме. На другом сидел номенклатурный черт, шептавший свое - о власти и привилегиях. И, в конце концов, черт добился полной победы: преемником был назначен Владимир Путин.
Второй срок Ельцина превратился в кошмар практически во всех областях жизни. К 1996 году момент его силы уже прошел, и в тот год самым лучшим выходом была бы передача власти новому демократически избранному лидеру. Но какие-то возможности просто должны были быть упущены. Это было ясно с самого начала: слишком велик были масштаб перемен в стране и проблем, которые приходилось решать Ельцину. Сегодня еще слишком рано анализировать, что именно он мог бы и должен был бы сделать по-иному. Однако сравнить то, что было при нем, с тем, что стало с 2000 года, когда к власти пришел Путин, достаточно просто.
В стране был хаос, однако Ельцин никогда не ущемлял личную свободу гражданина. И Путин все время, проведенное на президентском посту, посвящал созданию системы, которая была бы абсолютно противоположна той, что была при Ельцине - и ему это во многом удалось. Вся властная система поставлена под прямой контроль президента. При Ельцине парламент как-то даже попытался объявить ему импичмент; сегодня парламент - это не более чем кукольный театр. Коррупция, начавшись с олигархов, переместилась в стены Кремля, где раздулась до невообразимых размеров. СМИ, свободно критиковавшие Ельцина, сегодня прислуживаются в путинской администрации. Самая большая разница, конечно, экономическая, но и ей мы практически полностью обязаны тому простому факту, что при Ельцине нефть стоила 10 долларов за баррель, а при Путине ее цена дошла практически до 80. Причем даже при этих баснословных богатствах жизнь среднего гражданина России практически не улучшилась.
Борис Ельцин был реальным человеком. Его плотью и кровью были как его сильные, так и слабые стороны. А мы променяли его на тень. Жаль, что в те последние дни ангел на плече Ельцина не шептал чуть-чуть громче. Тогда мы, возможно, не получили бы подполковника КГБ, утягивающего страну в полицейское государство. Тогда у нас было бы еще немного времени осознать, что в какой-то мере хаос - это совсем не плохо.
__________________________________
Гарри Каспаров: Наследие Ельцина ("The Wall Street Journal", США)
Строитель? Нет, разрушитель ("The Guardian", Великобритания)