На международных встречах Борис Ельцин не только произносил речи выдержанным в лучших советских традициях казенным языком, но и доставлял немало веселых минут своим коллегам, выкидывая 'коленца', до которых только он мог додуматься. Во время саммита 'большой семерки' в канадском Галифаксе, он отобрал у дирижера палочку и начал сам дирижировать военным оркестром. В Нью-Йорке он рассказывал анекдоты на ухо Биллу Клинтону, и тот трясся от смеха. Во время президентской кампании 1996 года он отплясывал бешеный рок, не думая о своем больном сердце.
И тот же Ельцин, находясь в США с официальным визитом, совершал набеги на бары Вашингтона, отказался выйти из самолета во время промежуточной посадки в европейской стране, хотя представители принимающей стороны уже ждали его в аэропорту. Его на первой зорьке полуодетым выловили полицейские из Москвы-реки, где он не по своей воле принимал водные процедуры.
Он был взбалмошным человеком, что не мешало ему внимательно следить за соблюдением своих интересов и интересов семьи (в самом широком смысле этого слова). Когда он решил уйти в отставку, этот вопрос был для него одним из самых приоритетных, хотя он всячески отрицал это. Отчасти именно из этих соображений он остановил свой выбор на Владимире Путине. В своих мемуарах Ельцин описывает, какую смекалку проявил Путин, глава ФСБ (бывший КГБ), чтобы переправить в Финляндию своего петербуржского наставника Анатолия Собчака, которому грозил арест по обвинению в коррупции.
Такая преданность понравилась Ельцину, и он предположил, что Путин, не колеблясь, предоставит ему 'президентские гарантии', то есть обеспечит иммунитетом на все время его жизни на пенсии в официальной резиденции, которую он будет лишь изредка покидать, чтобы посетить теннисные турниры.
Путин был волевым и решительным, и это импонировало Ельцину. Будущий президент России, едва заступив на пост премьер-министра, ярко продемонстрировал эти черты своего характера, развязав вторую чеченскую войну, еще более кровопролитную, чем первая кампания, которую Ельцин без особого успеха проводил в 1994 году. 'Он не играл словами, - писал в своих мемуарах Ельцин, - он искренне и твердо отреагировал на события так, как ожидали от него десятки миллионов людей в России... Путин дал людям обеспеченные государством гарантии личной безопасности. И люди поверили лично ему, Путину, что он сможет их защитить. Это стало главной причиной взлета его популярности. Страна, загипнотизированная правительственными кризисами, давно не имела столь позитивной идеологии... Путин избавил Россию от страха. И Россия заплатила ему глубокой благодарностью.
После экономического кризиса 1998 года Ельцин перепробовал многих политиков на роль главы правительства - от молодого реформатора Сергея Кириенко до 'мастодонта' советских времен Евгения Примакова. К тому времени Ельцин уже - по крайне мере, так написано в его мемуарах - принял решение уйти в отставку, но хранил это в тайне, он не доверился даже своей дочери Татьяне, которая была его советником (Татьяну учила тонкостям этой нелегкой работы Клод Ширак, дочь президента Франции). И он искал человека, который примет на себя его ношу.
Пожалел ли Ельцин хотя бы раз о своем выборе? Вполне возможно. В 2004 году после бесланской трагедии, которая унесла более трехсот жизней заложников, большую часть которых составляли дети, Ельцин выразил обеспокоенность реакцией Путина: 'Мы не позволим себе отказаться от буквы, а главное, от духа той Конституции, которую приняла страна на всенародном референдуме в 1993 году. Хотя бы потому, что удушение свобод, свертывание демократических прав - это и есть, в том числе, победа террористов'. Запоздалое раскаяние?
____________________________________
Бой выиграл черт на плече Ельцина ("The Times", Великобритания)
Ельцин жил сердцем, а не головой ("The Independent", Великобритания)