Борис Ельцин, скончавшийся 23 апреля в возрасте 76 лет, казалось бы, был самым неподходящим кандидатом на роль революционера. Тем не менее, именно этот человек, успешно пробившийся в ряды советского правящего класса, сделал все, что мог для свержения коммунистического строя. Одновременно он возглавил процесс распада СССР и попытался впервые за тысячелетнюю российскую историю превратить свою страну в современное, 'неимперское' государство. И это ему почти удалось.
Ельцин, выходец из семьи уральских крестьян, пострадавшей от сталинских репрессий, был лояльным партаппаратчиком, стоявшим во главе крупного промышленного города Свердловска - одного из центров советского военно-промышленного комплекса. Он рьяно перевыполнял планы по строительству, и руководил сносом Ипатьевского дома, где в 1918 г. большевики удерживали, а затем жестоко убили последнего царя Николая Романова, его семью и приближенных.
Однако при Горбачеве, получив повышение и перебравшись в столицу, - сначала он курировал в ЦК строительную отрасль, а затем возглавил Московский горком КПСС - Ельцин превратился в популиста, и бросил вызов Политбюро. В 1988 г. его сняли со всех постов, но вскоре он вернулся на политическую арену - депутатом Верховного Совета СССР, а затем и первым председателем российского парламента, избранным на соревновательной основе. В 1991 г. он одержал убедительную победу на выборах президента РСФСР.
В августе 1991 г., когда сторонники 'жесткой линии' в руководстве КПСС организовали государственный переворот, Ельцин мужественно возглавил сопротивление депутатов российского парламента и простых граждан, вставших на пути советских танков. После провала путча Ельцин отодвинул в сторону Горбачева и организовал 'развод' бывших советских республик, который окончательно оформился в декабре 1991 г. Вскоре после этого, 25 декабря, СССР официально прекратил существование.
Новое государство, - Российская Федерация - во главе которого встал Ельцин, начинало с пустой казны (коммунисты выгребли ее дочиста), отсутствия работоспособных институтов и галопирующей инфляции. Коммунисты и их союзники-националисты жаждали реванша. Страна бурлила.
В декабре 1992 г. Ельцин отправил в отставку главного архитектора экономической реформы Егора Гайдара и назначил премьером бывшего министра газовой промышленности Виктора Черномырдина; это замедлило темпы преобразований и привело к расцвету коррупции. В отличие от Польши, Чешской Республики, Венгрии и прибалтийских государств, в России реформы проводились по частям и не имели серьезной законодательной базы, которую приходилось создавать на ходу.
Не было у России и новой конституции, а антиреформаторский Верховный Совет постоянно угрожал Ельцину импичментом и пытался присвоить себе все больше власти. Осенью 1993 г. Ельцин вынес свой план политических реформ на всенародный референдум, на котором ему удалось одержать победу, а затем издал указ о роспуске Верховного Совета. Чтобы помешать законодателям собираться, он окружил здание парламента войсками. Верховный Совет и его сторонники подняли вооруженное восстание. Во второй раз за два года власть Ельцина повисла на волоске.
Восстание Ельцин подавил, но при этом он не распустил компартию и не провел 'чистку' госаппарата от ее сторонников. В отличие от лидеров 'Солидарности' в Польше, Вацлава Гавела (Vaclav Havel) в Чешской Республике и антикоммунистов в Прибалтике, Ельцин был плотью от плоти прежней системы - он не мог, да и не пытался укомплектовать властные структуры антикоммунистами, которые к тому же по понятным причинам не имели опыта управленческой деятельности или работы в органах безопасности.
Ельцин не сумел довести до конца судебный процесс над КПСС, не провел 'чистку' в спецслужбах (что имело решающее значение в ходе дальнейших событий), и начал войну против сепаратистов в Чечне, которая позднее сыграла важную роль в откате страны к авторитаризму. Ему так и не удалось разработать эффективного пакета реформ; недолгое экономическое оживление в 1996-1997 гг. завершилось катастрофическим финансовым кризисом в августе 1998 г., который привел консерватора Евгения Примакова на пост премьера, и еще больше ослабил позиции реформаторов.
В то же время, Ельцин никогда не пользовался своей властью для подавления оппозиционных партий, а свобода СМИ при нем достигла беспрецедентного уровня. Отправив в отставку г-на Примакова, Ельцин назначил премьером бывшего министра внутренних дел Сергея Степашина, но вскоре заменил его преданным и жестким главой тайной полиции - Федеральной службы безопасности. Новым премьером стал Владимир Путин: он был назначен на эту должность летом 1999 г.
К тому времени здоровье Ельцина сильно ухудшилось. Он перенес два инфаркта - оба были связаны с его политической борьбой. Первый случился в 1988 г., когда Ельцин стал первым, кто бросил вызов Политбюро и вышел из схватки победителем. Второй инфаркт настиг его во время предвыборной кампании 1996 г.: тогда на карту было поставлено буквально все, и Ельцин, чей рейтинг популярности в феврале измерялся считанными процентами, сумел к лету выйти в лидеры и выиграть президентскую гонку. Осенью 1996 г. Ельцину было сделано аорто-коронарное шунтирование. Кроме того, СМИ и люди, лично знавшие президента, говорили, что он серьезно злоупотреблял алкоголем.
Подав в отставку с поста президента, Ельцин оставил Россию слабой, но относительно свободной страной. В стране существовало разделение властей, главы регионов избирались всенародно, а СМИ без помех выражали свою позицию. В России начал формироваться средний класс; неукоснительно соблюдалась свобода вероисповедания и передвижения.
Сегодня Россия стала богаче: с 2000 г. темпы экономического роста стабильно составляют около 7%. Введена единая ставка подоходного налога - 13% для физических лиц, и 24% для юридических. Зарубежные инвестиции текут рекой; бегство капиталов фактически прекратилось.
Однако Ельцин не смог сделать так, чтобы его самое ценное достижение - политическая свобода - осталось в неприкосновенности после его ухода с политической арены. Конституция, которую он 'протолкнул' в конце 1993 г., наделяет президента беспрецедентно широкими полномочиями. В результате после Ельцина в стране началась централизация власти: губернаторов теперь не выбирают, а назначают; парламент превратился в послушную 'машину для голосования'; государство контролирует все телеканалы, большинство радиостанций и печатных СМИ; политическое влияние олигархов сломлено. Массовые акции протеста, которые проводились при Горбачеве и Ельцине, сегодня невозможны: об этом наглядно свидетельствует исход недавнего 'Марша несогласных', когда 9000 омоновцев разогнали 2000 мирных демонстрантов. Если Ельцину не удалось оставить после себя эффективные институты, обеспечивающие верховенство закона, то его преемники демонтировали даже то немногое, что было создано.
Подобно своему предшественнику и преемнику, Ельцин был переходной фигурой на долгом пути России от коммунистической империи к неизвестному пока будущему. Но мы запомним Бориса Николаевича Ельцина как человека, желавшего своей стране добра - пытавшегося вернуть ее в международную семью народов, к свободе и гуманности, которых России так часто недоставало в ее трагической истории.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation, автор книги 'Российский империализм: развитие и кризис' ("Russian Imperialism: Development and Crisis"), опубликованной в 1998 г.
__________________________________________
Этот несносный Борис Ельцин ("Chicago Tribune", США)
Одержимый бесами, которых он выпустил на свободу ("The Times", Великобритания)
Почему России будет не хватать Ельцина ("The Times", Великобритания)