Gideon Rachman's blog
Вчера за ланчем я встречался с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Нечасто приходится видеть главу государства, который бы так любил общаться с прессой. Саакашвили свободно владеет массой языков, и явно наслаждается обществом журналистов - во вчерашней встрече участвовало трое сотрудников Financial Times, не считая нескольких президентских помощников.
'Миша' был в хорошем настроении (Ресторан отеля 'Риц' - подходящее место, чтобы посидеть в хорошей компании). Но при этом он не скрывал напряжения, которое ощущает он сам и его страна. Да уж, имея в соседях рассерженную и параноидально подозрительную Россию, особенно не расслабишься. В марте административные здания в грузинском Кодорском ущелье были обстреляны с вертолетов - грузины считают, что это дело рук россиян. Последние заявляют, что обстрел организовали сами грузины, чтобы подпортить Москве репутацию.
По словам Саакашвили, он делает все возможное, чтобы не раздражать Россию, и твердо намерен избегать публичных высказываний, которые могли бы ее спровоцировать. Но поскольку грузины буквально помешались на российской угрозе, свернуть с этой темы им довольно трудно.
Когда кто-то из участников беседы предположил, что Владимир Путин постарается под каким-то предлогом остаться у власти на третий срок, Саакашвили задумчиво произнес: 'Что ж, в качестве оправдания ему понадобится какой-нибудь кризис. Интересно, где он может возникнуть?' Потом он мрачно рассмеялся. В Тбилиси явно считают, что Россия только и мечтает организовать кризис в отношениях с Грузией - и постоянные разногласия вокруг мятежной республики Южная Осетия, которую поддерживает Москва, представляют собой явный источник потенциальных неприятностей.
Кроме того, хотя Саакашвили несомненно искренне стремится избежать неосторожных действий, способных спровоцировать Кремль, в политическом курсе Грузии есть одно направление, которое россияне в любом случае расценивают как вызов - речь идет о ее непоколебимом стремлении войти в состав НАТО. Грузины надеются добиться этой цели в 2009 г. Однако присоединение к альянсу еще одной бывшей советской республики лишь усилит опасения России оказаться 'в окружении'.
Саакашвили полагает, что политические события в Западной Европе уже вызывают параноидальную реакцию Кремля. За последние два года Путин потерял двух верных союзников, - германского канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) и итальянского премьера Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) - а теперь на очереди и Жак Ширак (Jacques Chirac). По мнению Тбилиси Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), который через месяц, вероятно, станет президентом Франции, весьма трезво оценивает Россию и дружески относится к Грузии.
Но если Грузия действительно вступит в НАТО, США и Западной Европе когда-нибудь, возможно придется решать, насколько далеко они готовы пойти в ее поддержке. Основой Североатлантического договора является статья 5 - о гарантиях взаимопомощи в случае агрессии. И если россияне устроят новый обстрел грузинской территории с вертолетов уже после того, как она станет членом НАТО, бросимся ли мы все на защиту Грузии, рискуя военным конфликтом с Россией? Или другие страны НАТО сочтут, что в конечном итоге речь идет о 'далекой и малоизвестной стране'?
_______________________________________