Вчера Совет Федерации России предложил Владимиру Путину разорвать дипломатические отношения с Эстонией. Вряд ли, впрочем, президент России на такой шаг пойдет. Это не имеет никакого смысла: наверняка в Таллине подобный вариант просчитали и раз решились заняться гробокопательством, значит, исходили из другого фактора. Скорее всего, из того, что 'просвещенная' Европа, до сих пор снисходительно наблюдавшая, как по улицам Таллина и Риги маршируют престарелые вояки СС и, что еще более опасно, их юные поклонники, и на этот раз простит. Мол, а азиатская Россия нам не указ.
Конечно же, Запад простит. Эстонское правительство в ситуации с Бронзовым солдатом не получило открытой поддержки из-за рубежа. Но и критике никакой, что уж скрывать, не подверглось. Между тем события вокруг Бронзового солдата длятся не один год.
Но дело даже не в этом. Власти Эстонии спокойно могли перенести Бронзового солдата после 9 мая, дав ветеранам войны возможность возложить к монументу венки. Они могли спокойно обсудить этот вопрос с Россией и, уверен, если бы были даны гарантии переноса памятника в достойное место, если бы Россия дала на это добро, то ветераны и русскоязычное население Эстонии приняли бы это без эксцессов. К слову, вариантов разрешения проблемы можно было найти немало. Но их даже не стали искать.
Все было сделано крайне демонстративно. И сверхжестко. Без учета мнения тех, кто считает сражавшихся с фашизмом не 'оккупантами', а освободителями Эстонии. Как показал печальный опыт вчерашнего дня, за полтора десятка лет независимости создать в стране толерантное общество не удалось. То есть страна уже в Европе, а как существовало 15 лет назад двухобщинное общество, где каждая из сторон готова идти войной на другую, так оно и существует. И, заметьте, на защиту Бронзового солдата встали не только убеленные сединой ветераны, но и русскоязычная молодежь. Та самая, которая, как надеялись власти, далека от политики, которой 'все по барабану'. Оказалось, не все. И это противостояние после истории с Бронзовым солдатом будет длиться десятилетиями, практически на генном уровне.
Не думаю, что после этой истории Таллину удастся наладить отношения с Москвой. Ну, конечно же, на дипломатическом уровне, пройдет время, все, может быть, и наладится. Но на человеческом... Никто в России не простит нынешние эстонские власти. И такое же отношение будет к тем, кто придет на место премьер-министра Андруса Ансипа. Я не знаю, как повлияет все происходящее на экономику Эстонии. Применит ли Россия экономические санкции (вчера, кстати, на Камчатке прекратили торговать эстонскими товарами) и дадут ли они какой-либо эффект. Построит ли Россия новые порты на Балтике и будут ли они способны составить конкуренцию эстонским портам. Не знаю, да и знать не хочу.
Но я точно знаю, что моя дочь, которая сегодня нацепила на ранец георгиевскую ленточку, никогда не простит тех, кто свергает монументы солдатам, защищавшим нашу некогда великую и общую Родину. Ту самую Родину, за которую воевал ее дед. И, надеюсь, она в таком же духе воспитает и свою дочь. Или сына.
Боюсь, после таллинской истории и в Латвии начнутся разговоры о сносе монумента воинам-освободителям. Тем более что захоронений под стелой нет. Хотелось бы только, чтобы власти Латвии сделали выводы из событий в Эстонии.
__________________________________
Воюют с павшими, попадают в живых ("Telegraf", Латвия)
В Таллине разгул анархии ("Delfi", Эстония)