April 30, 2007
На прошлой неделе Владимир Путин использовал Ежегодное послание Федеральному собранию в качестве повода, чтобы дать понять: в будущем году он, в соответствии с конституцией, покинет пост президента России после окончания второго срока пребывания в должности. Следующее Послание, заметил он, 'будет делать уже другой глава государства'. Подобных обещаний мы от его советских предшественников ни разу не слышали.
В то же время многие пассажи его речь напоминали до боли знакомые антизападные тирады, заимствованные из арсенала 'холодной войны'. Западные капиталисты, по его словам, опять замышляют в России контрреволюцию; как выразился президент, 'растет . . . поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела'. Кремль вновь предупреждает об опасности 'взаимного ущерба и даже уничтожения' [так в тексте. В самом Послании этих слов нет - прим. перев.].
В конкретном же плане г-н Путин пригрозил приостановить исполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ): это соглашение, подписанное в 1990 г., ограничивает количество танков, тяжелых орудий, боевых самолетов и вертолетов огневой поддержки на всем пространстве от Атлантики до Урала. Кстати о ностальгии: эти ограничения устанавливались для НАТО и Варшавского договора. Поскольку Варшавский договор прекратил существование, и многие из его бывших участников сегодня входят в НАТО, то и ДОВСЕ давно уже утратил актуальность. Кроме того, качественные показатели российских сухопутных войск сил с 1992 г., когда договор вступил в силу, сильно ухудшились, в результате чего путинский 'мораторий' тем более выглядит бессмысленным.
В 1999 г. был подписан 'исправленный' вариант договора - он называется Адаптированный ДОВСЕ и устанавливает ограничения по боевой технике уже для каждой из 30 стран-участниц. Однако Адаптированный ДОВСЕ так и не вступил в силу, поэтому действующим считается первоначальный вариант договора. Страны НАТО отказались ратифицировать 'исправленный вариант' до тех пор, пока Россия не выполнит свое обещание вывести войска из Грузии и Молдовы. Таким образом, непонятно, какими могут быть практические последствия путинского моратория.
Одно, впрочем, очевидно - угрожая выйти из ДОВСЕ, г-н Путин надеется напугать европейцев, обеспокоенных возможностью наращивания российских вооружений у своих границ. Его конкретная цель - сорвать американские планы размещения системы ПРО в Польше и Чешской Республике. Этот противоракетный 'щит' должен прикрыть Европу и Восточное побережье США от иранских баллистических ракет дальнего радиуса действия.
Несмотря на все свидетельства об обратном, г-н Путин продолжает настаивать, что планируемая система ПРО направлена против России. Он отлично знает, что это не так, но подобные утверждения находят живой отклик в некоторых европейских странах, особенно во Франции и Германии. Проводимая им параллель с размещением американских 'Першингов' в Европе в 1980-х гг., что в свое время обернулось мощными антиамериканскими демонстрациями, призвана возродить именно этот эмоциональный настрой времен 'холодной войны'.
Что же касается ДОВСЕ, то здесь в идее Путина есть рациональное зерно. Этот договор - и в первоначальном, и в адаптированном варианте - сегодня бесполезен и вполне может отправиться в небытие вслед за СССР. Запад нанесет куда больший ущерб собственной безопасности, если позволит Москве с помощью пустых угроз выхода из неактуального соглашения посеять раскол в рядах стран НАТО и вынудить их пойти на уступки по действительно важным вопросам, таким как создание системы ПРО.
__________________________________
Расслабьтесь, господин Путин ("The Times", Великобритания)
Путин поднял ставки в конфликте России с Западом ("The Financial Times", Великобритания)