На этой неделе в возрасте 76 лет скончался бывший президент России Борис Ельцин. Завершились два десятилетия огромных проблем со здоровьем и столь же масштабных политических достижений.
Он занимал президентский пост с июня 1991 года по 31 декабря 1999 года. Практически все 90-е годы прошлого века прошли под его знаком, и это десятилетие останется в долгой истории России как одно из самых судьбоносных - особенно если эта страна в конце концов все же станет стабильной, свободной, рыночной и демократической. Он был человеком, полностью соответствовавшим своему неспокойному времени - жестким, откровенным, ярким, признававшим только крайности.
Самой здоровой чертой его характера было то, что он был совершенным антикоммунистом. Это в нем воспитало еще детство, прошедшее во времена 'красного террора', развернутого в стране Иосифом Сталиным. Он считал советскую коммунистическую систему 'домом ужаса', который, если не занимался убийством миллионов своих соотечественников, мог, по крайней мере, служить для Ельцина прекрасным оселком для оттачивания собственного остроумия. Он не скрывал своего удовольствия от выхода на грань гласности, объявленной Михаилом Горбачевым, без устали высмеивая не только его личную дачу и разнообразные привилегии, которые советская система давала Горбачеву, но и самого лидера.
Ельцин разваливал систему, живя внутри Коммунистической партии, и своей бесцеремонностью выводил Горбачева из себя. Когда система уже начала расползаться по швам, Ельцин даже поставил в неудобное положение правительство Джорджа Буша-старшего, предложив Америке выбор: или она с Горбачевым, или с ним.
Буш и его госсекретарь Джеймс Бейкер (James Baker) были за Горбачева, однако бывший президент Ричард Никсон (Richard Nixon) постоянно убеждал их в том, что это ошибка. Ельцин, утверждал Никсон - это самый прозападный и проамериканский лидер в российской истории. Горбачеву необходимо отдать должное, говорил Никсон - он начал процесс, но заканчивать его должен не кто иной, как Ельцин.
Ельцин получил свой шанс в июне 1991 года, набрав на первых в истории России демократических выборах президента 57 процентов голосов. За последующие шесть месяцев 11 из оставшихся в составе Советского Союза республик провозгласили независимость от бывшей родины. На рождество 1991 года Горбачев признал неизбежное и ушел с поста главы Советского Союза. 'Холодная война' была закончена. 'Империя зла', вместе с извращенными измышлениями В.И. Ленина и Сталина, отправилась на свалку истории.
Первым из двух величайших дел Ельцина, последовавших сразу за этими событиями, стало то, что с помощью Джеймса Биллингтона (James Billington), Ричарда Пайпса (Richard Pipes) и других американских историков от открыл советские архивы, наглядно показав все варварство большевиков. Зловоние распространилось по всему миру, от Санкт-Петербурга до Вашингтона. Это был важный шаг к тому, чтобы российское общество поняло: Коммунистическая партия с самого начала была партией бандитов. Все 90-е годы Ельцин старался сдержать все еще опасных российских коммунистов, не дать им снова взять под контроль исполнительную власть, хотя в парламенте их партия была самой крупной политической силой. Это также было достижением огромной важности, за которое он удостоится отдельного места в истории.
Несмотря на непрекращавшуюся коррупцию, ужасное состояние экономики и нередко сомнительное поведение, Ельцин выжил, а 31 декабря 1999 года, в день, ставший достойным завершением его карьеры, ушел в отставку, завершив свое пребывание у власти с почетом, а не с позором и объявив о своей отставке на весь мир.
'Я много раз слышал - "Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст". Это - вранье', - с характерной для него прямотой заявил он своим хулителям.
'Дело в другом, - объяснил он России и всему миру. - Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы - в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти от одного Президента России другому, вновь избранному'.
Именно так. Дело было именно в том, что Борис Ельцин увидел широкую картину: чтобы демократический эксперимент завершился успешно, первый демократически избранный лидер должен отойти в сторону и передать власть другому демократически избранному лидеру в сроки, предусмотренные новой демократической конституцией, принятой в России в 1993 году.
Ельцин именно так и поступил. Хотя его никогда не будут сравнивать с Джорджем Вашингтоном, его уход был столь же громким и имел столь же огромное значение. Немало было таких лидеров, которым не хотелось делать то, что сделал он, особенно в стране, где узурпация власти стала нормой.
Увы, прощальную речь пришлось завершать признанием вины: 'То, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело'. Он просил прощения за то, что 'не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее'.
Этим заключительным жестом Борис Ельцин из трагической фигуры конца 90-х годов вновь превратился в Ельцина-героя тех, прежних времен. Последний час президента Ельцина был его самым лучшим часом.
Конечно, и сегодня России предстоит еще немало потрудиться, чтобы стать по-настоящему демократической страной. Однако Борис Ельцин сделал для этого все, что мог. Изгнав из дома большевистского ужаса больше демонов, чем должно было выпасть на его долю, он может покоиться с миром.
Пол Кенгор - автор книги "Крестоносец: Рональд Рейган и падение коммунизма" ("The Crusader: Ronald Reagan and the Fall of Communism", издательство HarperCollins, 2006 год), адъюнкт-профессор политологии и исполнительный директор Центра стратегии и ценностей при Гроув-сити-колледже (Grove City College) Пенсильванского университета.
Пол Кенгор - автор книги "Крестоносец: Рональд Рейган и падение коммунизма" ("The Crusader: Ronald Reagan and the Fall of Communism", издательство HarperCollins, 2006 год), адъюнкт-профессор политологии и исполнительный директор Центра стратегии и ценностей при Гроув-сити-колледже (Grove City College) Пенсильванского университета.
___________________________________
Спи спокойно, Борис-освободитель ("The Washington Post", США)
Демократия, как и человек, тоже смертна ("The Spectator", Великобритания)