Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремление русских выискивать некий скрытый смысл в любых заявлениях властей, несомненно, распространяется и на выступления их президента, известного своим хитроумием. И в свое недавнее Послание к Федеральному собранию он, конечно, тоже включил некие завуалированные 'сигналы'. Вот только возникает вопрос: кто именно их услышал, и как они были истолкованы?

Стремление русских выискивать некий скрытый смысл в любых заявлениях властей, несомненно, распространяется и на выступления их президента, известного своим хитроумием. И в свое недавнее Послание к Федеральному собранию он, конечно, тоже включил некие завуалированные 'сигналы'. Вот только возникает вопрос: кто именно их услышал, и как они были истолкованы?

Владимир Путин объявил 'мораторий' на исполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), заключенного в 1990 г., и последующих поправок к нему. Зарубежные эксперты тут же интерпретировали это заявление как реакцию на американские планы размещения объектов системы ПРО в Польше и Чешской Республике.

В ходе выступления он постоянно возвращался к одной и той же теме, четко заявив, что США и НАТО 'наращивают возле наших границ систему военных баз'. Кроме того, Путин не без драматизма напомнил собравшимся, что 'следующее Послание Федеральному Собранию будет делать уже другой глава государства'. Возможно, именно в этом и заключался главный скрытый посыл его речи.

Это был прозрачный намек Думе и всему российскому народу: Запад вновь затягивает удавку на шее страны. Подразумевается, что США и НАТО пытаются шантажировать Россию - и именно в тот момент, когда она вновь обретает подобающий вес в международных делах.

Для чего ему это понадобилось? Путин отлично знает, что военная агрессия против России со стороны Запада полностью исключена. Противоракетный проект призван исключительно ликвидировать потенциальную угрозу ядерного нападения со стороны Ирана. Зачем создавать впечатление, будто Америка реализует в Восточной Европе некие военно-политические амбиции? А вот зачем: подспудная цель этих заявлений - добиться, чтобы сам народ потребовал внести в конституцию поправки, позволяющие Путину остаться у власти.

По сути российский президент заявил: страна находится на пороге чрезвычайной ситуации. Кто же не поймет скрытого смысла этих слов? Каждый истинный патриот немедленно вспомнит поговорку: 'Коней на переправе не меняют'. Именно такие 'косвенные распоряжения' россияне привыкли искать в речах своих лидеров: необходимо дать Владимиру Владимировичу возможность остаться 'у руля' еще на один срок, чтобы темные силы на Западе не попытались задушить Россию, когда на горизонте наконец замаячила экономическая и политическая стабильность.

Для простых россиян именно стабильность - основа демократии. Свобода инакомыслия по сравнению с ней отходит на второй план. А Путин принес стране стабильность. Несомненно, мы еще услышим аргументы о том, что в этих условиях юридическая 'буква' конституции противоречит ее духу. И простой народ готов согласиться с этой логикой.

На самом деле, естественно, в американских планах создания системы ПРО нет ничего неожиданного, и путинское правительство было о них полностью осведомлено с самого начала. В 2002 г. сама российская сторона выступала с идеей создания совместной противоракетной системы, но затем 'дала задний ход', и теперь отвергает предложение министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) о реализации этой инициативы. Россию никто не 'отодвигал в сторону'. Ей даже предлагали прислать своих представителей для наблюдения за строительством объектов ПРО на тихоокеанском побережье - на Аляске и в Калифорнии.

Более того, никакие военные соображения не диктуют России необходимость выхода из ДОВСЕ. Единственная мыслимая цель этого шага - искусственное создание ощущения уязвимости России, вызванной действиями США. И кому выгодна эта абсурдная ситуация? Если В.В. Путин действительно намерен остаться на посту президента, от подобных нелепых демаршей выигрывает только он один.

Главная характерная черта этого 'спектакля' - разительное сходство между нынешними публичными заявлениями российского руководства и чисто оруэлловскими попытками подталкивать мысли людей в нужное властям русло, которые мы наблюдали в коммунистическую эпоху. Кремль сегодня претендует на статус демократического института, но одновременно путинская администрация последовательно подавляет малейшие проявления инакомыслия.

Владимир Путин не может в открытую проявлять желание изменить конституцию. Впечатление должно быть такое, будто он скрепя сердце выполнил требование народа. А что может послужить более веским основанием, чтобы народ 'сказал свое слово', чем коварные попытки США и НАТО разместить свои противоракетные системы у самых рубежей России?

Ответ очевиден. Надо что-то сделать - нет, надо сделать все возможное - чтобы Владимир Владимирович остался президентом. Ну-ка, повторяйте хором: - 'Путина - на третий срок!'

Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy)

______________________________________________

Иванов излагает свои жесткие взгляды относительно будущего России ("The Financial Times", Великобритания)

Такой же настоящий парень, как Путин ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)