Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляд на Восток и на Запад

Ответы Слободана Самарджии на вопросы читателей сайта ИноСМИ.Ru

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация, сложившаяся в Косово в последние годы, мучает не только Сербию, но и все международное сообщество. Проблема в том, что в случае Косово как в капле воды отражаются все более-менее похожие ситуации в Европе и на территории бывшего СССР. Другими словами, несмотря на все утверждения западных официальных лиц о том, что решение косовской проблемы не станет примером для остальных, факты говорят о том, что будет как раз наоборот. Если не сейчас, то в ближайшем будущем - точно

Когда коллеги из представительства РИА "Новости" в Белграде предложили мне принять участие в этой специфической интернет-конференции и поделиться с вами своими размышлениями о том, что произошло за последние два десятка лет с Югославией и Сербией, Советским Союзом и Россией, я не мог себе представить, сколько выражений любви и добрых чувств по отношению к Сербии будет в ваших сообщениях и вопросах. Даже те из вас, кто высказывал слова критики, делали это с добрыми намерениями. За это я хотел поблагодарить вас от всей души.

Ситуация, сложившаяся в Косово в последние годы, мучает не только Сербию, но и все международное сообщество. Проблема в том, что в случае Косово как в капле воды отражаются все более-менее похожие ситуации в Европе и на территории бывшего СССР. А их достаточно, и большинство вам хорошо известны. Другими словами, несмотря на все утверждения западных официальных лиц о том, что решение косовской проблемы не станет примером для остальных, факты говорят о том, что будет как раз наоборот. Если не сейчас, то в ближайшем будущем - точно. Однажды нарушенное международное право станет началом настоящей лавины.

Позиция сербского правительства и большинства сербов заключается в том, что Косово должно остаться частью нашего государства. Здесь нет дилеммы. Проблема же в том, как найти подход к народу (албанцам), которые не хотят совместной жизни с сербами. Честно говоря, я считаю, что власти в Белграде не выполнили свою работу как следует, то есть не нашли среди албанцев настоящих собеседников. Переговоры должны вести не генералы, а политики. Тем не менее, международное сообщество, которое давно встало на албанскую сторону, в качестве собеседников все время подсовывало нам именно тех, кто с оружием в руках воевал против Сербии, и даже тех, кто в свое время представал перед Гаагским трибуналом. Сербы приняли такую игру и, на мой взгляд, это было ошибкой, за которую мы сейчас расплачиваемся. Поэтому и призыв Белграда, обращенный к Приштине, искать компромисс и согласиться на принцип 'больше, чем автономия, но меньше, чем независимость' встречает там отказ.

Правомерен вопрос, до какой черты Сербия готова идти. 'Продать' Косово, и за какую сумму? Покинуть его совсем или, возможно, поделить его на сербскую и албанскую часть? Я думаю, что ни один из вариантов не подходит. Если его 'продать', от нас потом будут требовать 'продать' и Южную Сербию, так как большинство жителей там - албанцы. Но этого будут требовать и от Македонии, и от Черногории.

С другой стороны, если оставить Косово совсем, последовало бы массовое переселение сербов с трагическими последствиями для всего народа. Это стало бы потерей лица и большим ударом для сербского национального самосознания. Я думаю, что Сербия бы и экономически тяжело перенесла подобный удар. Впрочем, сербы в Косово давно сказали, что готовы остаться у родных очагов, если нужно - и даже ценой собственной жизни.

Разделение Косово на первый взгляд кажется приемлемым решением. Но следует знать, что за одним разделом обычно следуют и другие. Скажем, почему албанцы на юге Сербии должны быть отделены от своих соотечественников в Косово? Почему косовские сербы в таком случае не имеют права соединиться со своими братьями в Сербии? Представьте себе, как этнические сообщества, разделенные государственной границей между Россией и соседними странами, смотрели бы на самовольное присоединение Южной Осетии к Северной Осетии, тогда как они не имеют такого права. Думаю, что руководство Российской Федерации это хорошо понимает и поэтому настаивает на том, чтобы подобные проблемы решались в рамках международного права и только по согласию обеих сторон конфликта.

Такая принципиальная позиция и есть важная поддержка России Сербии. Она важнее и ракет, и пушек. Сербы это осознают и поэтому верят в Россию и требуют продолжения переговоров с албанцами. Но переговоров настоящих, без Марти Ахтисаари и подобных посредников.

Естественно, в Косово существует и так называемый военный вариант решения проблемы. Но думаю, что его больше никто не принимает во внимание, ни Белград, ни Приштина. Конечно, провокации и террористические нападения возможны, но это уже относится к области безопасности, чем занимаются специальные службы.

Что касается заманчивых предложений Запада и утверждений, что отказом от Косово решатся все сербские проблемы, то в них верят только те, кому не важна ни собственная родина, ни, тем более, какая-то ее часть. Ясно, что Запад раздает обещания как Дед Мороз сладости. В тот момент, когда вы съедите конфету, вы поймете, что это все, на что вы можете рассчитывать. Сербия, Грузия и Украина прочувствовали это лучше всех. Так называемые 'мирные цветные' революции берут свое начало в Югославии 2000 года. Их символом был 'поднятый кулак' - эмблема одной и той же организации, финансировавшийся США (говорят, что на это было потрачено 110 миллионов долларов). Здесь она называлась 'Отпор', в Грузии 'Кмара' а на Украине - 'Пора'. Результаты оказались плачевными: Сербия передала иностранному капиталу свои убыточные предприятия, но и далее живет под ежедневным давлением, получая ультиматумы и подвергаясь вымогательствам. Грузия полностью зависит от финансовой помощи американцев, а Украина никак не может стабилизировать политическую ситуацию. Следует напомнить, что знак 'сжатого кулака' проглядывается и в недавних демонстрациях 'Другой России' в Москве и Санкт-Петербурге.

Это нас приводит к вопросу, в какую сторону повернуться Сербии - на восток к России или на Запад. Лично я сторонник сотрудничества со всеми на равных условиях. Другими словами, если у меня есть качественный товар, я продам его тому, кому он нужен и кто готов за него заплатить, и наоборот. Говорю, конечно, о честной торговле.

У нас в Сербии, к сожалению, все еще существуют сильные предрассудки в отношении России. Это наследие социалистических времен, когда мы только-только открывали двери товарам с Запада, которые, честно говоря, были качественнее и привлекательнее тех, на которых было написано 'Сделано в СССР'. Туристическое путешествие в Киев, Москву и Санкт-Петербург было заманчивым, но поездка в Триест (Италия) выглядела привлекательней - из-за возможности купить джинсы, модную обувь, парфюмерию, часы и подобные штучки. Слишком поздно мы поняли, что, покупая 'штучки', одновременно покупаем и определенную, отличную от нашей, идеологию - мы не освободились от нее до сих пор. Впрочем, и русских всегда привлекал Запад. Просто мы были к нему ближе географически.

Так называемые 'демократические' партии в Сербии убеждают нас сегодня, что членство в Евросоюзе и НАТО - это единственный путь в лучшую и прогрессивную жизнь, а взгляд на Восток - это взгляд в прошлое. Я убежден, что это абсолютно не так. На Востоке находятся Россия, Китай, Индия, Япония, Корея, то есть страны с динамично развивающейся экономикой. Но мы расположены в Европе среди стран ЕС и НАТО и наши политики готовы (исключительно ради собственной карьеры) 'прогнуться' под их давлением. Такая политика недальновидна, она ведет к колониальной зависимости. Такая политика нанесла бы ущерб любому независимому государству. Всякий призыв к разуму в Сербии сегодня клеймится как проявление национализма или недемократичности. По моему мнению, это трагедия современной Сербии.

Почему Сербия сдалась в противостоянии с НАТО в 1999 году? Ведь во Второй мировой войне югославы сыграли поистине историческую роль. Многие указывают и на сопротивление, которое оказывают сегодня иракцы американской армии. Я должен признать, что речь совершенно о разных вещах. Вторая мировая война была катаклизмом, в котором каждый народ нес свое бремя - в зависимости от того, на какой был стороне. Русские, конечно, пострадали больше всего. Американцы сейчас желают извлечь из Ирака как можно больше нефти и поэтому внимательно следят за тем, чтобы в результате военных действий не была повреждена необходимая инфраструктура. Нашу страну НАТО бомбардировала с целью тотального ее уничтожения, для того, как они выразились, чтобы 'вернуть ее в каменный век'. При этом в прицел попадали исключительно гражданские объекты. Сухопутная армия НАТО не была готова к открытому столкновению с армией СРЮ, которая в то время еще была серьезной силой. Вместо этого Сербия подвергалась бомбежкам в течение двадцати четырех часов в сутки. И так 78 дней. А помощи, объективно, не было ни с одной стороны.

Всем тем, кто чувствует некоторую вину из-за пассивности России в то время, я должен сказать, что это была не ваша война и хорошо, что это было так. Вы важнее для нас в мирное время. Поверьте, никто в Сербии вас ни в чем не упрекает. Не упрекнула бы вас и девочка Милица Ракич (про которую вспомнили некоторые читатели, за что я их сердечно благодарю), которая пострадала от натовских бомб.

А что Россия означает для нашей страны, показывает хотя бы тот факт, что после свержения Слободана Милошевича Воислав Коштуница для своей первой поездки за границу выбрал именно Москву. Не очень хорошо то, что политическому сотрудничеству наших стран не сопутствует в той же мере активное экономическое сотрудничество, хотя для этого есть большие возможности.

Разница между богатыми и бедными в Сербии сегодня велика, впрочем, как и в России. Пенсионеры жалуются на пенсии, работающие - на зарплату, студенты - на маленькую стипендию. Тем не менее, на улицах полно джипов и шикарных автомобилей, кафе и рестораны заполнены, особенно ночью. Крупные торговые центры забиты товарами 'из заграницы', а те, у кого доходы поменьше, покупают вещи на китайском рынке. По телевидению идут латиноамериканские сериалы, популярна музыка, которую мое рок-поколение с трудом принимает. Объективно говоря, каждый год немного лучше предыдущего. Собственно, все как и в России.

__________________________________________

Слободан Самарджия: Поверьте, никто в Сербии вас ни в чем не упрекает ("Politika", Сербия)