ЛОНДОН - Похоже, что на закате президентства Владимир Путин вознамерился оставить после себя целый набор стратегических активов, прочно удерживаемых Кремлем под своим контролем. Странно, но именно таким путем он управляет рыночной экономикой России.
В среду президент благословил создание совершенно новой авиакомпании под названием AirUnion, которая будет почти полностью государственной и объединит под своим крылом пять региональных перевозчиков. Два из них находились в частной собственности, а три других контролировались государством.
Причина этого слияния заключается в попытке улучшить состояние приходящей в упадок авиастроительной промышленности России. Свидетельством такого упадка стала прошлогодняя череда воздушных катастроф, унесшая жизни более чем 400 людей. Поскольку испытывающие нехватку денежных средств компании не в состоянии провести капитальный ремонт воздушного флота, доставшегося им с советской эпохи, первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов, которого многие прочат в преемники Путину, недавно призвал к консолидации в авиационном секторе.
Хотя сейчас, как и обычно, в командирском кресле окажется государство, создание AirUnion должно пойти на пользу российской экономике. 'Это процесс консолидации, поэтому в результате появятся более сильные игроки', - говорит Наталья Лещенко, аналитик исследовательского центра Global Insight, занимающегося изучением стран бывшего Советского Союза. Наряду с увеличением количества рейсов и улучшением качества транзита новые авиалинии будут более строго соблюдать правила безопасности и стремиться к улучшению комфорта пассажиров.
Россия назвала авиационный сектор одной из трех движущих сил своей экономики, наряду с добывающей промышленностью и сферой высоких технологий. Именно поэтому в 2006 году Кремль собрал воедино государственные авиастроительные компании, создав 'Объединенную авиастроительную корпорацию', и поставил перед самим собой цель к 2005 году (так в тексте - прим. пер.) производить 12 процентов от общемирового количества строящихся авиалайнеров.
Отчасти такая решимость основывается на знании того, что страна уже занимала в прошлом лидирующие позиции в этой области: в советские времена каждый четвертый самолет в мире производился в Советском Союзе.
К удивлению многих, Кремль был не одинок в своих действиях по продвижению идеи формирования нового альянса. С таким же предложением выступили и акционеры вошедших в него компаний: 'Домодедовских авиалиний', 'Красноярских авиалиний', 'Омскавиа', 'Самары' и 'Сибирской авиатранспортной компании'. Эта пятерка уже сотрудничает в рамках альянса авиаперевозчиков. Российскому государству принадлежит контрольный пакет акций 'Красноярских авиалиний' (51%) и 'Домодедовских авиалиний' (50%), а также 46,5% акций авиакомпании 'Самара'. 'Омскавиа' и 'Сибавиатранс' находятся в руках частных владельцев.
В 2006 году пять этих авиалиний вместе перевезли 4,9 миллиона пассажиров, что составляет примерно 14 процентов общего объема российского авиационного рынка. В 2006 году услугами воздушного транспорта в стране воспользовались около 35 миллионов человек, а пассажиропоток увеличивается со среднегодовыми темпами в 8 процентов.
Компания AirUnion, имеющая в своем составе 70 самолетов, будет пока играть на вторых ролях, уступая лидерство контролируемому государством 'Аэрофлоту', которому принадлежит примерно 90 самолетов, и который в предстоящие два года должен быть приватизирован.
'Политика Путина состоит в том, чтобы обозначить ряд ключевых областей развития и помочь им всей мощью государства', - говорит аналитик Лещенко. Наряду с 'Объединенной авиастроительной корпорацией' государство также сформировало 'Объединенную судостроительную корпорацию', причем обе компании возглавляет Иванов.
Часть материала для статьи была предоставлена Associated Press.
_______________________________________
Чтобы понять сегодняшнюю Россию, побывайте в ее аэропортах ("The Economist", Великобритания)
Турбулентное эхо прошлого ("The Times", Великобритания)