В 1994 году российский президент Борис Ельцин и его эстонский коллега, человек энциклопедических знаний Леннарт Мери (Lennart Meri) по-дружески выпивали в кремлевских палатах, в то время как их министры иностранных дел трудились по соседству над историческим договором о выводе всех российских войск из этого крохотного прибалтийского государства.
Когда пришло время отмечать составленный проект договора, Ельцин начал подшучивать над своим министром иностранных дел Андреем Козыревым за то, что тот не очень любил пить. 'Принесите мальчику мороженое', - крикнул он официанту - но соглашение утвердил. Возможно, это был высший момент готовности России признать свою империалистическую историю и дать соседям возможность жить в мире.
Как далеко с тех пор Москва отступила назад! Это стало особенно очевидно на прошлой неделе, когда Россия Владимира Путина (население 143 миллиона человек) начала настоящее наступление на соседнюю Эстонию (население 1,34 миллиона). Ее действия включали в себя кремлевские Интернет-атаки на вебсайты эстонских органов власти, угрозы поддерживаемой Кремлем молодежи в адрес эстонских дипломатов, провокационную пропаганду российских официальных лиц и контролируемых государством средств массовой информации, а также, во вполне предсказуемом путинском стиле, угрозы Москвы прекратить поставки энергоресурсов в эту крохотную страну. (Российские железные дороги внезапно объявили, что всем вагонам для перевозки угля срочно нужен ремонт.) Этот натиск продемонстрировал опасные реальные последствия мифологизации истории, путинского прославления Сталина и взаимосвязь между атрофированной российской демократией и ее все более агрессивной внешней политикой.
История началась 26 апреля, когда Эстония приступила к переносу военного памятника советской эпохи и останков десятка похороненных под ним советских солдат с центральной площади Таллина на близлежащее военное кладбище. Русскоговорящая молодежь после встречи с российскими дипломатами в знак протеста начала беспорядки. Российский министр иностранных дел подверг нападкам это 'отвратительное. . . святотатство'. Верхняя палата парламента потребовала разрыва отношений. А контролируемая Кремлем пресса гневно (и неправильно) подвергла яростной критике 'демонтаж' статуи.
Из-за чего такая суета? Для русских эта статуя была данью памяти их колоссальным потерям времен Второй мировой войны, которую они называют Великой Отечественной. Для эстонцев это было напоминанием о полувековой советской оккупации, во время которой Кремль расстрелял тысячи прибалтов, сотни тысяч сослал в сибирские лагеря, а на их место переселил сотни тысяч русских. Он попытался искоренить культуру и язык этих народов, а также память об их независимости.
Проблема заключается в том, что Россия никогда не признавала такой истории, а при Путине она проявляет к этому все меньше и меньше желания. Звучат слова скорби по Советскому Союзу, чествуется старый КГБ (представьте себе, что немцы прославляют гестапо), а сегодняшняя независимость бывших советских республик называется кратковременной ошибкой. Ни Путин, ни даже его министр иностранных дел не соблаговолили нанести визит в независимый Таллин. Практически все соседи России - Грузия, Украина, Латвия и даже Финляндия подвергаются запугиваниям.
'Похоже, они не переносят демократию на своих границах', - сказал мне во время телефонного разговора в пятницу вечером эстонский президент Тоомас Ильвес (Toomas Ilves). Президент показался мне уставшим после недели кризиса, однако он выразил надежду, что напряженность спадет, особенно после того, как Эстония получила поддержку со стороны Запада, в том числе, приглашение президента Буша Ильвесу посетить в июне Белый Дом.
Как отметил Ильвес, демократические успехи в Эстонии и Грузии ставят под сомнение заявления Кремля о том, что демократия 'западного образца' в этой части мира не сможет действовать. А отсутствие демократии дома, в свою очередь, затрудняет ответы на вопросы истории, 'потому что если начать говорить, какой плохой был Советский Союз, придется отвечать на вопрос о том, кто в этом виноват'. Монополия одной партии на власть? Отсутствие прав человека? Все это очень хорошо знакомо.
Российские лидеры очень часто говорят об отсутствии должного уважения к ним. Но чем больше ты у себя дома душишь демократию, тем меньше у других поводов выказывать тебе почтение, тем чаще Кремлю приходится требовать такого почтения чисто по-советски. 'Сейчас огромным уважением пользуется Германия, - сказал мне Ильвес, - и не потому что люди ее боятся, а потому что это процветающая и эффективная страна'.
'Для России уважение основывается не на успехах и достижениях, а на запугивании и страхе - именно в этом было 'величие' Советского Союза'.
Ельцин, несмотря на все свое пьянство и сибирскую грубость, по крайней мере, хоть чуть-чуть понимал, что Россия может стать более великой страной, если начнет выводить ненужные войска, а не навязывать их. Путин, будучи человеком конкретным и находясь в хорошей форме, выглядит более современным политиком. Однако его войска остаются в соседней Грузии и Молдавии, и не предвидится никаких решающих саммитов по урегулированию данной проблемы - ни с водкой, ни с мороженым.
___________________________
Встанем плечом к плечу с Эстонией! ("Investor's Business Daily", США)
Март Лаар: Ослепленные империей ("The Wall Street Journal", США)
Фред Хайатт: Кого винить за Россию? ("The Washington Post", США)