От плохого - к худшему. Между Европой и Россией, между НАТО и Россией нарастающее напряжение напоминает бурную реку, которая грозит выйти из берегов и смести все на своем пути. И это за две недели до предстоящей в Самаре двусторонней встречи на высшем уровне, которая, в конце концов, может быть сорвана.
Вчерашний день начался с того, что 'глубоко обеспокоенный' Атлантический союз, обвинил Москву в том, что она 'неприемлемо угрожает - и это необходимо немедленно пресечь - безопасности эстонского посольства', которое в российской столице на протяжении уже шести дней находится под осадой, потому что представляет страну - бывший советский сателлит, решившую перенести памятник советским войнам, погибшим во Второй мировой войне.
Все это закончилось заявлением вице-премьера Сергея Лаврова (так в тексте - прим. пер.), который объявил о временном выходе из договора по контролю обычного вооружения в Европе.
'С сегодняшнего дня мы не будем больше никого информировать о перемещении войск на нашей территории. Мы объявляем мораторий до тех пор, пока наши партнеры не ратифицируют договор'.
К этому можно добавить бойкот русскими эстонских продуктов и блокирование (позднее отклоненное) экспорта энергоресурсов Москвы через порты Таллина.
В отношении Европы смущает то, 'что она не отреагировала на кощунственные действия Эстонии, которые противоречат европейской культуре'. То, что этот кризис может привести к серьезным негативным последствиям в двусторонних отношениях - предупреждение Таллину.
На это эстонский премьер Андрус Ансип отреагировал, заявив, что 'уверен в провале российского бойкота, поскольку на всех эстонских продуктах европейские, а не национальные, этикетки и что 80% иностранных инвестиций в страну приходится на Финляндию и Швецию и только 2% - на Россию'. И что нефть Москвы просто переправляется через эстонские порты и эмбарго не очень-то повредит тому, против кого оно направлено. Кроме того, рядом Литва, которая обвинила Москву во вмешательстве во внутренние дела Эстонии и нападении на весь Европейский Союз.
НАТО и Еврокомиссия, призывающие уважать Венскую конвенцию по дипломатическим связям, в ожидании самарской встречи, озабочены нарастающими спорами с Москвой. Остановлен экспорта мяса из Польши, не решена энергетическая проблема, ослаблено уважение к правам человека. В итоге, Германия, президентствующая в ЕС, надеется урегулировать кризис, послав в Москву европейскую делегацию с задачей просить и добиться гарантий обеспечения безопасности посольств.
К сожалению, вчерашние событие - не хроника необычного дня эскалации российско-европейского напряжения. Но лишь одно из многих, какие происходят в последнее время. Не случайно несколько дней назад англичанин Питер Мандельсон (Peter Mandelson), еврокомиссар по вопросам торговли, объявил о том, что сейчас 'царит беспрецедентный климат недоверия и непонимания со времен 'холодной войны''. Преувеличение? Не похоже.
Если американский проект размещения баз системы ПРО в Польше и Ческой Республике стал той каплей, которая переполнила чашу терпения русских и вызвала нападки на договор по обычным вооружениям, то Европа еще долгое время будет мишенью для обид, оставаясь, вольно или невольно, крепко привязанной к американскому защитному зонтику под названием НАТО - альянса, который не перестает расширяться, прибирая к рукам страны бывшего СССР и, тем самым, посыпая солью незажившие раны русских.
Европейский континент по причине своей энергетической слабости и экономической взаимозависимости остается единственным значимым рынком для России Путина, которая стремится вернуть себе статус великой державы и не перестает потрясать оружием энергетического шантажа, используя внутренний раскол Европы.
Этот раскол в последнее время увеличился еще больше со вступлением в европейскую семью бывших братьев из Восточной Европы, принесших с собой бремя обвинений и реваншизма по отношению к наследникам прежней коммунистической империи, в состав которой они входили.
Непоколебимая враждебность некоторых из них не сочетается с желанием других поддерживать дружеские отношения с Москвой. Например, таких больших стран Европы, как Германия, Италия и Франция. Таким образом, перед Россией, которая намерена вновь стать сверхдержавой, стоит Европа все более слабая и беспорядочно реагирующая, не способная прийти к единому мнению из-за различия интересов и амбиций своих стран-членов. И потому Европа не защищена от всех ветров и бурь. Москве это хорошо известно, чем она пользуется этим, бросая вызов американской гегемонии.