Новый закон призван очистить польские города от советских памятников. Сегодня подробности законопроекта представит министр культуры, но потребуются консультации.
Новых предписаний ждут не дождутся члены силезского общества 'Поколение', которые хотят поставить в центре города Катовице, на постаменте, освобожденном от красноармейца, статую американского президента Рональда Рейгана.
- То, что мы все еще ухаживаем за символом нашего порабощения, - просто скандал, считает Пшемыслав Миськевич (Przemyslaw Miskiewicz), бывший оппозиционер и деятель Независимого союза студентов.
Бурю эмоций вызывает и бетонный обелиск, стоящий в Шамотулах. Разрушающаяся пирамида увенчана пятиконечной звездой. В центре - табличка с сентенцией по-польски и по-русски: 'Вечная слава погибшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины'.
- Эта надпись меня просто бесит. Какая это 'наша' родина для русских? Это должно было показать, что они здесь чувствуют себя как дома, - говорит возмущенный пожилой мужчина, присевший рядом с монументом. - Он должен исчезнуть хотя бы по той причине, что он такой уродливый, - добавляет другой житель Шамотул Войцех Осиньский (Wojciech Osinski).
Подобного мнения придерживается член городского совета Варшавы от партии 'Право и справедливость' Станислав Войтера (Stanislaw Wojtera), который борется за снос памятника Польско-советскому боевому братству.
- Памятники ставятся героям, а не захватчикам, - говорит Войтера. С 1945 г. монумент стоит в Праге, районе Варшавы, на оживленном перекрестке улицы Тарговой и аллеи Солидарности. Он мешает трамвайщикам, которые на его месте хотели бы построить новую остановку.
- Пассажиры толкаются на узком островке. Под трамваи уже попало несколько человек, а эта уродина блокирует реконструкцию перекрестка, - говорит пресс-секретарь объединения 'Варшавские трамваи' Войцех Шидловский (Wojciech Szydlowski).
О переезде договорились
Члены городского совета Варшавы предлагают перенести памятник на территорию кладбища советских солдат на улице Жвирки и Вигуры, ведущей к столичному аэропорту. За последние полтора десятка лет подобное переселение пережило много советских памятников.
- Значительное большинство было ликвидировано в первой половине 90-х годов, - говорит Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoznik), секретарь Совета охраны памяти о борьбы и мученичестве. По его мнению, россияне не бунтуют, когда поляки ликвидируют обелиски в форме красной звезды, таблички с серпом и молотом и фигуры советских солдат, потому что по всем решениям с ними проводятся консультации.
- Органы местного самоуправления готовят документацию, которая направляется к нам. С готовыми документами мы обращаемся к российской стороне, встречаемся и определяем детали переезда, - говорит Пшевозник.
Только в этом году россияне согласились, в частности, на перенос памятника в Сувалках, а также на ликвидацию памятника и перенос целого кладбища в Костшине.
- Мы должны общаться с россиянами и избегать конфликтов, потому что только таким образом мы быстро избавимся от коммунистических символов, - говорит Пшевозник.
Но есть и такие, кто не может себе представить, что с улиц исчезнут монументы "made in СССР". В Домброве Гурничей против ликвидации двух памятников Красной Армии протестует 80-летний Мариан Инделяк (Marian Indelak), секретарь общенационального исполнительного комитета Коммунистической партии Польши. - Помню то чувство радости, когда советские солдаты входили в наш город. Я плакал, как ребенок, - вспоминает он.
Сносить памятники не спешат и члены городского совета Нового Сонча. В 1992 г. было решено перенести останки советских солдат вместе с памятником на местное кладбище. Однако это решение не выполнено до сих пор. - Сейчас передо мной стоит множество более важных проблем, - говорит в интервью нашей газете мэр Нового Сонча Рышард Новак (Ryszard Nowak) ('ПиС').
Кто за, кто против
Серая глыба с красной звездой не мешает Пшемыславу Фонферку (Przemyslaw Faferk), вице-председателю городского совета Шамотул. - Этот памятник врос в городской пейзаж. Может, он некрасив, но он никому не мешает. Мы сами решим, какие у нас будут стоять памятники, что до того правительству? - говорит Фонферек.
С другой стороны Нотецкой пущи, по дороге на Любаш, стоит памятник польским и советским парашютистам. У памятника всегда свежие цветы. Томаш Каминьский (Tomasz Kaminski), 28-летний шеф подкарпатского отделения Союза левых демократов по-философски объясняет, почему советский сувенир - памятник Благодарности Советской армии - должен остаться в центре города [Жешува - прим. пер.] . - Это символ истории, а ее нельзя менять в зависимости от взглядов, - говорит он.
Но большинство жителей Жешува охотно избавилось бы от кошмарного обелиска. - За что нам быть благодарными? За то, что, когда здесь стояла Красная армия, НКВД убивал поляков? - недоумевает глава Подкарпатского союза пилсудчиков Анджей Казьмерчак (Andrzej Kazmierczak).
______________________________
Откуда берутся 'русаки'? ("Przeglad", Польша)
Откуда берутся пшеки ("Przeglad", Польша)