События вокруг памятника советскому солдату в центре Таллинна открыли сундук Пандоры, спрятанный в этой монументальной пропаганде советскими идеологами. Для эстонцев вторжение советских войск в 1940-м, и снова в 1944-м - оккупация. Идеологическая спекуляция советской власти, подмена ей понятий превратили символы второй мировой в символы победы над эстонцами, над их независимостью.
Был ли приход советских войск в 1943-44 годах в Украину оккупацией? Являются ли символы советской власти, соответственно, оккупационными символами? Кто, как и от кого нас освобождал, и с какими последствиями?
А значит, возможен ли демонтаж памятников и символики того времени?
Могли ли быть украинцы оккупантами своей страны? Ответ очевиден. Но могли ли они воевать в армии, которая использовала их с оккупационной целью? Для кого они освобождали нашу родную землю?
Миллионы украинцев прошли через жернова этой войны. Миллионы погибли. Итак, эта война имеет прямое отношение к нам, украинцам. Это - не чужая нам война. Мы должны помнить о ней.
Можно ли считать 9 мая 1945-го победой для Украины?
Нет, потому что это была война, начатая СССР в 1939 году из-за деления Польши (обратите внимание, как избегает советская пропаганда эту дату, как упрямо держится за 1941 как начало войны). Шуры-муры Сталина и Гитлера, которые закончились пактом Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 года, за неделю до нападения на Польшу, четко показали: коммунизм и нацизм - братья-близнецы. Майданек - родом из Гулага, Гитлерюгенд - из пионерии, Геббельс - из центрального информбюро ВКП(б).
Дальше было исключение из Лиги Наций, агрессия против финнов, аннексия прибалтийских государств, отторжение Бессарабии из состава Румынии. СССР до 22 июня 1941 уже четыре раза выступил как агрессор. Именно Сталин убил миллионы людей, создав эту войну и послав людей погибать на ней.
Нет, потому что миллионы "освобожденных" молодых людей были брошены в мясорубку войны "искупать свою вину кровью" и, в сущности, уничтожены - или в окружении, или же в "героических" рывках. Потому, что это была война человеческим, в частности, украинским мясом - достаточно посмотреть соотношение жертв с немецкой и советской сторон.
Нет, потому, что после "победного" 1945-го были репрессированы сотни тысяч людей, уничтожена греко-католическая церковь и УАПЦ, проведена операция "Висла". Потому, что сотни тысяч выбрали изгнание, чтобы не возвращаться в советский "рай". Потому, что дальнейшая русификация, перемешивание народов, аресты инакомыслящих и Чернобыль продолжили эту войну СССР против независимой украинской Украины.
Нет, потому что война не кончилась 9 мая - была еще Япония, еще шла война с антикоммунистическими движениями сопротивления. Нет, потому что следствием этой войны было распространение коммунистической системы на целую Центральную Европу. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Болгария и Румыния оказались под советской оккупацией. И эта оккупация, а с ней дальнейшие репрессии, были принесены руками солдат именно советской армии.
Нет, так как после 2-й мировой Украина продолжила быть колонией империи СССР. Басня о решающей роли СССР в дальнейшем послевоенном восстановлении страны и в создании украинской экономики не выдерживает никакой критики.
Финляндия, например, страна без плодородных черноземов и могущественных месторождений, позаботилась о себе и без "братской" советской помощи. И независимая Украина справилась бы, тем более, не хуже, чем независимая Финляндия.
Советский миф о второй мировой прячет в себе еще одну скрытую бомбу. Эта бомба - под независимостью Украины: поскольку все те, кто боролся за нее, были названы "националистами" и приравнивались к нацистам, именно украинская независимость и не вписывается в "освободительную" сталинскую концепцию.
"Победа в Великой Отечественной войне" - это победа Сталина и коммунизма над его врагами. Такая себе монополия на победу, а все побежденные - "нацисты".
Другие элементы этого "сундука Пандоры" - миф о старшем брате и об историческом долге всех народов перед русским народом, восприятие Украины как территории, а не как государства, дальнейшее поддержание в коматозе уже мертвого "героического советского народа", замалчивание того, что у войны есть еще другие жертвы, которые, возможно, и до сих пор живы - жертвы сталинской пропаганды.
Отдельная тема - символика "победы". Почему именно георгиевская лента, знаковая лента Русской империи, страны крепостничества и Валуевского указа, должна символизировать эту войну для нас, украинцев?
Почему ордена с надписью СССР и видом на Красную площадь украшают Крещатик? Кого прославляет эта символика - русско-советскую империю? Украина должна иметь свои символы для памяти, а не использовать чужие, более того - вражеские.
Мы не имеем права уничтожать памятники жертвам той страшной войны. Но тоталитарная система, которая уничтожала церковь и высылала "кулаков" в 1920-х, репрессировала миллионы людей в 30-х, бросила миллионы людей под немецкие пули в 40-х, не имеет права на славу и память тех, кого она погубила.
Коммунистическая звезда на могилах погибших во 2-й мировой аналогична свастике на надгробиях жертв Освенцима - это символ убийцы на могилах его жертв.
Мы должны очистить память от сталинско-брежневской пропаганды. Иначе те, кому стреляли в спину заградотряды, те, кого бросили с одним ружьем на три человека на немецкие пулеметы и те, кого из концлагерей немецких отправили прямо в советские - "за предательство Родины" - нам этого не простят.
Коммунистическую символику на могилах необходимо демонтировать, риторику "победы" необходимо изменить на слова памяти. Проспект Победы в Киеве должен стать проспектом Памяти - иначе он и в дальнейшем будет прославлять "отца всех народов" Иосифа Виссарионовича Сталина.
Памяти о второй мировой - да! Но пропаганде СССР - нет.
. . . В селе Явора, которое во Львовской области, стоит небольшой монумент, на котором написано "Памяти односельчан, погибших во всех войнах". Мир вам, и вечная память, погибшие во всех войнах!
Остап Крывдык, политолог, активист
_____________________________________
Путин ведет себя как большой задира ("The Financial Times", Великобритания)
Март Лаар: Ослепленные империей ("The Wall Street Journal", США)