Будь начеку, Европа - скоро на свет появится новое государство. Или не появится - ведь когда Совет Безопасности соберется в ближайшие дни для обсуждения плана ООН по предоставлению независимости Косово, Россия может использовать свое вето, чтобы заблокировать его.
Кому должно быть до этого дело, кроме косовских албанцев и сербов, бывших правителей провинции? Нам, и вот почему: в 1999 г. наша страна, как бы то ни было, пошла на войну, чтобы не позволить Сербии провести этническую чистку албанского большинства Косово. Мы должны быть заинтересованы в его будущем.
Однако после того, как конфликт 1999 г. закончился выходом сербов из Косово, при нашем попустительстве возникла странная ситуация. Для того, чтобы успокоить Россию - союзницу Сербии - и страны Третьего мира, у большей части которых идея сепаратизма вызывает ужас, была сохранена видимость того, что Косово остается частью Сербии, но под администрацией ООН.
Этот компромисс оказался неудовлетворительным, поскольку вел к развитию культуры иждивенчества среди косоваров и позволял сербским националистам надеяться на то, что однажды они вновь обретут 'свою' провинцию. Это чистая фантазия. Албанское большинство объединяет идея независимости и неприятие возвращения в состав Сербии, поэтому зарубежным опекунам Косово, к числу которых относимся и мы, пора разрубить узел и позволить ему сделать шаг вперед. Увы, этот прагматический подход не по нраву Владимиру Путину. Россия решительно выступает за своего старого протеже - православную Сербию. Перед лицом угрозы сепаратизма во многих собственных провинциях, Россия опасается создания прецедента.
Нам следует надеяться на то, что скептики в ООН не возьмут верх, а британское правительство не прекратит бороться с попытками застопорить предоставление независимости. Вето на план ООН не остановит необратимый процесс, запущенный в 1999 г., оно только лишит его элемента контроля. Вместо того, чтобы получить признание ООН в рамках пакетного соглашения, предусматривающего контролирующую функцию ЕС в новом государстве, Косово провозгласит независимость в одностороннем порядке. Одни страны ее признают, другие - нет. После провозглашения независимости за ЕС не будет закреплено никакой роли, и сербское меньшинство в Косово не сможет рассчитывать на защиту. Дело может дойти даже до конфликта на севере, если сербы, проживающие на границе с Сербией, обратятся к Белграду за военной помощью.
Возможно, этот сценарий не является неприемлемым для Белграда, который может в конечном итоге отхватить кусочек территории. Но ни одно ответственное государство не может выступать за такой исход. Друзья Сербии должны убедить ее в том, что Косово потеряно, и ей следует сосредоточиться на собственном европейском будущем. Что касается косоваров, то они должны получить желанную государственность, и вето России не могут оттягивать ее предоставление до бесконечности.