Вашингтон, 7 мая. - Каждую неделю группа экспертов из ряда ведомств, в том числе, ЦРУ, Пентагона, ФБР и министерства энергетики, собирается для обсуждения того, насколько Вашингтон продвинулся в решении проблемы, внушающей самые худшие опасения: если террористы приведут в действие ядерную бомбу в американском городе, то смогут ли Соединенные Штаты определить, кто это сделал, и откуда поступил ядерный материал? Пока ответ - 'может быть'.
Именно этой неопределенностью вызваны горячие, но не выходящие на поверхность дебаты в администрации Буша. Центральный вопрос - как переформулировать американский подход к ядерному сдерживанию таким образом, чтобы противостоять угрозе, исходящей от террористов, которые могут получить оружейный уран или плутоний, создать бомбу и привести ее в действие.
Прошлогодняя встреча главных советников президента Буша по национальной безопасности, о которой ранее не сообщалось, была дискуссией самого высокого уровня о пересмотре правил 'холодной войны'. Существующий подход к сдерживанию был выработан в те времена, когда Вашингтон опасался ракетных и бомбовых ядерных ударов, источник которых можно проследить при помощи радаров, а не бомб, которые могут быть провезены в рюкзаках или спрятаны в контейнеры.
На прошлогодней встрече обсуждался, в частности, такой вопрос: предупреждать ли все страны мира о том, что, если на территории США будет взорвано ядерное оружие, а экспертиза установит страну его происхождения, то Соединенные Штаты будут считать эту страну 'полностью ответственной' за последствия взрыва. Был преднамеренно выбран расплывчатый термин 'полностью ответственная', так, чтобы не было ясно, ответят ли Соединенные Штаты ядерным ударом возмездия, неядерной военной операцией, что гораздо более вероятно, или дипломатическими средствами.
Но, по словам участников той встречи Буша с главными советниками по национальной безопасности и обороне в мае 2006 г., они разошлись, не решив этой проблемы. Дискуссия уперлась в такие сложности, как вопрос о том, разумно ли угрожать Ирану, если дипломатия дает хотя бы малейшую надежду на приостановление его ядерной программы, и стоит ли делать предупреждение странам, среди которых - такие партнеры и союзники Америки, как Россия и Пакистан, ядерные державы с далеко не идеальными условиями хранения ядерного оружия.
А потом, 9 октября, ядерные испытания провела Северная Корея.
Реакцией Буша в то утро стало однозначное предупреждение президенту Ким Чен Иру о том, что 'передача ядерного оружия или материалов' другим странам или террористическим группам 'будет считаться серьезной угрозой' Соединенным Штатам, и Север понесет за это 'полную ответственность'.
Высокопоставленный американский чиновник, участвовавший в принятии этого решения и согласившийся на интервью при условии анонимности, поскольку речь идет о соображениях национальной безопасности, заявил: 'С учетом того, что они пытаются перейти черту, что они запускали ракеты и провели ядерные испытания, мы решили, что настало время принять решение'.
Как отметили другие высокопоставленные чиновники, предупреждение Буша прозвучало веско отчасти потому, что Международное агентство по атомной энергии располагает библиотекой образцов ядерных материалов из Северной Кореи, полученных до того, как инспекторы агентства были выдворены из страны. В случае взрыва это, вероятно, позволит определить происхождение ядерного материала. По мнению правительственных экспертов, северные корейцы в полной мере осознают, что Соединенные Штаты имеют доступ к этой ядерной базе данных.
Но когда речь заходит о других странах, многие полки в этой библиотеке пусты. А в последние недели ведущие американские эксперты по ядерным технологиям заявляют в интервью, что недостаток информации - одна из причин того, что администрация Буша пока не сумела убедительно пригрозить террористам и их поставщикам тем, что они будут идентифицированы.
'Думаю, что наиболее вероятным источником материала будет российский ядерный арсенал, но ни в коем случае не нужно путать 'вероятность' с 'определенностью', говорит Скотт Сэйган (Scott D. Sagan), сопредседатель Центра по международной безопасности и сотрудничеству Стэнфордского университета, который изучал проблему, известную в Вашингтоне и национальных ядерных лабораториях как 'ядерная атрибуция'.
Сэйган отметил, что террористы могут получить ядерный материал и из Пакистана, где действует сеть Абдула Кадир Хана, продававшего ядерные технологии Ирану, Северной Корее и Ливии.
Предупреждения администрации Буша о новых ядерных угрозах воспринимаются скептически после того, как ее оценки ядерного потенциала Саддама Хусейна накануне вторжения 2003 г. оказались грубо завышенными. В воскресенье бывший директор ЦРУ Джордж Тенет (George J. Tenet), заявил, защищая свою новую книгу в эфире программы NBC News 'Встреча с прессой' (Meet the Press), что ошибки прошлого не должны скрыть от общественности угрозу ядерного теракта, исходящую от 'Аль-Каиды' сегодня.
'Я уверен, что 'Аль-Каида' изыскивает такую возможность', - отметил Тенет.
Пакистанские официальные лица, побывавшие недавно в Вашингтоне, уверяют, что их ядерные материалы и боеголовки надежно защищены новой продвинутой технологией. Выступая в Центре Генри Стимсона (Henry L. Stimson Center), некоммерческой организации, изучающей проблему распространения ядерного оружия, подполковник Зафар Али (Zafar Ali) из отдела контроля над вооружениями пакистанского департамента стратегического планирования заявил, что, несмотря на возможное желание 'Аль-Каиды' и других групп получить ядерное оружие, 'сомнительно, что эти организации располагают потенциалом для создания ядерного устройства'.
Его возмутило то, что безопасность пакистанских ядерных материалов по-прежнему вызывает вопросы. Он отметил, что 'после случая с А. К. Ханом в 2004 г. сбоев в системе безопасности отмечено не было' и предложил американцам обеспокоиться насчет России.
Но это мало успокаивает экспертов из администрации Буша, которые говорят, что их тревожит не только возможная утечка материалов и технологий из Пакистана, но и то, кто придет к власти после нынешнего президента генерала Первеза Мушаррафа. Этот вопрос они никогда не будут обсуждать открыто, но он всегда учитывается в исследованиях и при оценках.
Проблема выработки новой политики создает трудности даже в тех случаях, когда речь идет о таких странах, как Иран, который, как и Северная Корея, был однажды назван президентом Бушем частью 'оси зла'. Тегеран еще не обладает ядерным оружием, и инспекторы считают, что произведенного им ядерного топлива недостаточно для создания бомбы, а, кроме того, оно не доведено до оружейной стадии.
В дискуссиях кабинетного уровня в мае прошлого года высокопоставленные советники Буша пришли к выводу о том, что предупреждение Ирану может быть воспринято как сигнал о подготовке Соединенных Штатов к тому дню, когда Иран станет ядерной державой. По словам одного из чиновников администрации, 'мы не хотим создавать такое впечатление'. В результате, Иран не получил предупреждения, аналогичного тому, что было дано Северной Корее, ядерные испытания которой показали, что она явно стремится войти в ядерный клуб.
Сэйган поддерживает такой подход, говоря, что, если Буш выступит с декларацией, обращенной именно к Ирану, то некоторые из самых радикальных лидеров в Тегеране могут воспринять ее как негласное признание того, что Соединенные Штаты готовы принять возможность превращения Ирана в ядерную державу.
'Нужно проводить различие между проблемой непредумышленной утечки и проблемой поставки, которая стала бы преднамеренным актом', - говорит Роберт Литвак (Robert S. Litwak) из Международного центра ученых им. Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars) и автор книги 'Regime Change: U.S. Strategy Through the Prism of 9/11' ('Смена режима: стратегия США через призму 11 сентября'.
'Мы должны заявить потенциальному поставщику: 'И не думайте об этом', и политика более четких деклараций может принести результаты, поскольку для этих режимов нет ничего важнее собственного выживания, - отметил Литвак. - Что касается проблемы утечки, то мы не хотим запутаться в вопросе о том, какие меры возмездия применить против России или Пакистана. Но пользуясь просчитанной двусмысленностью, мы можем создать для русских и пакистанцев стимулы к укреплению безопасности их ядерных арсеналов и потенциалов'.
Еженедельные встречи междведомственной группы, занимающейся проблемой ядерной атрибуции - лишь часть усилий, предпринимаемых властями для того, чтобы подготовиться к последствиям взрыва небольшого ядерного устройства в каком-нибудь американском городе - так же, как в свое время Вашингтон просчитывал последствия обмена ядерными ударами с Советским Союзом.
Но на публике Буш и его соратники редко поднимают этот вопрос. В частных беседах чиновники признают, что Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) пытается отработать более десятка сценариев - в том числе, такой, при котором происходит взрыв, а террористические группы заявляют, что бомбы заложены в ряде городов по всей стране.
Хотя большая часть этого планирования происходит за закрытыми дверями, в апреле ответственные за него официальные лица участвовали в семинаре, проведенном в рамках исследовательского Проекта превентивной обороны, осуществляемого Гарвардским и Стэнфордским университетами.
Продолжавшаяся целый день дискуссия выявила крупные бреши в планировании, но при этом показала, что, хотя первой реакцией чиновников после взрыва было бы рассмотрение способов возмездия, позже 'это, вероятно, уступит место попыткам заручиться сотрудничеством Пакистана или России с тем, чтобы определить происхождение материала, понять, что еще было утеряно и найти остальные бомбы вместо того, чтобы наказывать правительство, допустившее утечку', - заявил один из организаторов конференции Эштон Картер (Ashton B. Carter) из гарвардской Школы государственного управления имени Кеннеди (Kennedy School of Government).
__________________________________________
Можем ли мы сделать так, чтобы они меньше нас ненавидели? ("Los Angeles Times", США)
Как Америка допустила торжество хаоса ("The Financial Times", Великобритания)
Мир больше не пляшет под дудку Америки ("The Independent", Великобритания)