Сегодняшний военный парад на Красной площади в честь победы России в Великой Отечественной войне, возможно, будет сопровождаться знакомой еще по советским временам демонстрацией силы. По словам командующего Московским военным округом генерала Владимира Бакина, в парадный расчет могут быть включены танки, ракетные установки и другие символы российской военной мощи, которые после крушения коммунизма в таких мероприятиях как правило не участвовали.
Ничего оскорбительно-вызывающего в этом, конечно, нет, но намек ясен. Подобная демонстрация военной мощи полностью ложится в русло неустанных, всеобъемлющих усилий президента Владимира Путина, призванных вернуть России - и на словах, и на деле - роль глобального игрока, чьи интересы должны стать одним из важнейших факторов в любом стратегическом уравнении.
Путинский мораторий на сотрудничество с НАТО в сфере обычных вооружений в Европе, его энергичное противостояние американским планам размещения системы ПРО в Польше и Чешской Республике - все это укладывается в те же рамки, что и нарочитая, в брежневском духе, демонстрация силы на Красной площади. Аналогичным образом следует воспринимать и его репрессии против либеральных оппозиционных партий - да и вообще против всех, кто всерьез пытается бросить вызов кремлевским 'новым олигархам' накануне предстоящих выборов.
Конечно, политика Москвы - по сути, внутреннее дело России. Однако деструктивные последствия ее примера и конкретных действий для стран, ранее входивших в советскую сферу влияния все более очевидны. Как выразился один британский эксперт по России, если бы г-н Путин предстал перед судом по делам несовершеннолетних, ему давно уже вынесли бы порицание за антисоциальное поведение.
В Сербии, где после январских парламентских выборов, не выявивших явного фаворита, до сих пор не сформировано новое правительство, на авансцену выходят ультранационалисты, которым придает смелости антизападная риторика российских лидеров и сочувственное отношение Москвы к категорическому нежеланию Белграда смириться с предоставлением независимости Косово.
Тот факт, что вчера, при беспринципной поддержке консерваторов, возглавляемых уходящим премьером Воиславом Коштуницей, спикером парламента был избран Томислав Николич из ультраправой Сербской радикальной партии, один прозападный белградский политик расценил как 'шаг назад, к мрачным временам режима [бывшего президента Слободана] Милошевича'.
Г-н Николич, ставший теперь 'вторым лицом' в сербской государственной иерархии - сторонник укрепления связей с Россией, а не с ЕС. Он также выступает за военную интервенцию в случае провозглашения независимости Косово. В качестве другого тревожного признака возврата к прошлому был воспринят состоявшийся в минувшие выходные митинг в городе Крушевац, где собравшиеся участники новой военизированной организации, созданной по образцу печально известных сербских ополчений времен Боснийской войны, поклялись 'отстоять Косово'.
Подобные события вновь порождают сомнения в отношении попыток США и Британии провести через ООН решение о создании косовского государства под международным контролем. По мнению Тихомира Лозы из интернет-издания Transitions Online, более разумным вариантом, по крайней мере в теории, был бы раздел Косово с сохранением в составе Сербии территорий к северу от реки Ибар, где большинство населения составляют этнические сербы. 'Поскольку, полностью унизив Сербию, вряд ли можно надеяться на ее превращение в мирное, устремленное в будущее государство, было бы целесообразно оставить ей какую-то часть территории Косово, - полагает г-н Лоза. - На практике даже после предоставления независимости Косово его север останется сербским, как и сейчас'.
Тот факт, что постоянно усиливающийся национализм и раздражительность путинской России осложняет и без того непростую ситуацию в соседних регионах, проявился и в связи с ее несоразмерно гневной реакцией на решение эстонских властей перенести из центра Таллина советский военный мемориал.
Беспорядки, которые устроили этнические русские в Эстонии, и столь же неприглядные акции протеста, направленные против европейских дипломатов в Москве, на деле служили далекоидущим целям Кремля. Эту вспышку ярости следует воспринимать как элементы чисто 'советской' кампании запугивания прибалтийских республик, защищенных сегодня членством в ЕС и НАТО. 'Кощунственное' отношение к героям войны было лишь поводом.
'Сербские националисты и русские в Эстонии осмелели из-за поддержки мощного внешнего покровителя - России. В противном случае они, скорее всего, вели бы себя тихо, зная, что их усилия обречены на провал, - отмечает один из ведущих экспертов по проблемам этого региона. - Между взлетом национализма в России и Сербии есть несомненная связь. В Эстонии Москва восприняла конфликт вокруг мемориала как возможность вбить клин между прибалтийскими государствами и остальной Европой, и не преминула ею воспользоваться'.
Кроме того, аналогичные попытки дестабилизировать обстановку Москва с разной степенью интенсивности продолжает предпринимать в отношении Грузии, Молдовы и Украины.
Все это осложняет и без того непростую задачу Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в ходе ее спешно организованного визита в Москву, который состоится на будущей неделе. Утверждается, что главным пунктом в повестке дня госсекретаря США станет урегулирование конфликта вокруг системы ПРО. Однако из всех проявлений 'антисоциального' поведения России и растущей напряженности в близлежащих к ней регионах наиболее взрывоопасными последствиями чреваты сегодня вопрос о независимости Косово и сползание Белграда к насильственным методам ее предотвращения.
________________________________________
Его татами - весь мир ("Time", США)
Правильно понять Россию ("The New York Times", США)
Чудовище или герой нашего времени? ("Al Ahram", Арабская пресса)