Незадолго до саммита ЕС-Россия, который должен состояться 17-18 мая в Самаре (городе на берегу Волги), возникла напряженная ситуация, какой еще не наблюдалось с момента падения Берлинской стены. Список вопросов, вызывающих разногласия, все удлиняется, а тон заявлений Москвы становится все менее и менее любезным.
Первые признаки охлаждения появились в начале 2006 года, когда русские, чтобы оказать давление на Украину, перекрыли поставки газа по проложенным на ее территории трубопроводам, что ударило по многим западноевропейским клиентам. В то же самое время Россия закрыла свои границы для импорта мяса из Польши; предлогом послужило его несоответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, но на самом деле Москва хотела наказать Варшаву за поддержку украинской 'оранжевой революции' и белорусского демократического движения. В данной ситуации Евросоюз вряд ли сможет поддержать кандидатуру России при вступлении в ВТО, кредо которой - свободная торговля.
Согласие Польши и Чехии разместить на своей территории элементы американского противоракетного щита положения дел не улучшило. Владимир Путин в начале этого года выступил в Мюнхене с речью в лучших традициях 'холодной войны', а затем пригрозил выходом России из двух договоров по ограничению вооружений, которые в свое время ознаменовали исчезновение блоков в Европе. Конфликт, который разгорелся в последние дни между Эстонией и Россией в связи с переносом памятника советскому солдату из центра эстонской столицы Таллинна на кладбище на окраине города, внес очередную 'порцию яда' в отношения с Евросоюзом в целом, несмотря на умеренную позицию Брюсселя по этому вопросу.
Речь идет не о случайных 'перестрелках', в данном случае мы имеем дело с последствиями вступления в 2004 году в ЕС стран Восточной и Центральной Европы, в частности Прибалтийских государств. Чтобы русские ни говорили, они с этим так до конца и не смирились. Новые члены Евросоюза обладают опытом, которого нет у жителей Западной Европы: пятьдесят лет безоговорочного подчинения Москве. И этот опыт заставляет их с большим недоверием - или меньшей наивностью - относиться к намерениям России.
В то самое время, когда ЕС и Москва должны обсуждать новый договор о сотрудничестве, возможно даже о стратегическом партнерстве, 'друзья', на которых Путин всегда мог рассчитывать, один за другим уходят с руководящих постов. Ангела Меркель уже не испытывает к 'демократу чистой воды' того же восхищения, что и Герхард Шредер, а Николя Саркози пообещал не следовать примеру Жака Ширака в том, что касается личных отношений с хозяином Кремля. Нельзя заподозрить канцлера Германии и нового президент Франции в умалении веса России на мировой арене, просто они твердо решили не позволять себя запугивать.
______________________________________
России не поколебать Евросоюз ("Dziennik", Польша)
Добрые соседи ЕС - кошмарный сон России ("The International Herald Tribune", США)