Новый президент Республики, как, впрочем, и его незадачливая соперница, построил свою президентскую кампанию вокруг внутриполитических вопросов и дал ясно понять, что намерен большую часть своей энергии направить на их решение. Данное решение несколько парадоксально: в Пятой республике президент имеет больше полномочий в дипломатической и оборонной областях, чем в сфере социально-экономической. Тем не менее, выбор именно этого пути имеет под собой все основания: оздоровление экономики и бюджетной системы Франции скорее позволит восстановить влияние страны, чем любые внешнеполитические инициативы.
Как бы там ни было, но в самый разгар парламентских выборов президенту придется уделить существенную часть своего времени и энергии трем животрепещущим внешнеполитическим вопросам, каждый из которых имеет большую, даже жизненную важность для нашей страны.
Первыми на очереди стоят ядерные амбиции Ирана, которые в очередной раз станут предметом обсуждения Совбезом ООН в конце мая. Очевидно, что этот вопрос имеет высокий приоритет, но в данный момент не он будет представлять наибольшую трудность для нового президента, который еще никак не зарекомендовал себя в Совете безопасности. Кроме того, Саркози уже изучал эту проблему в прошлом году, когда организовал совещание с экспертами по данному вопросу.
Саммит 'большой восьмерки', который пройдет 6-8 июня в немецком Хайлигендаме под председательством Германии, будет иметь особое значение. На этом мероприятии новому президенту придется иметь дело с партнерами, с которыми он до сих пор еще не встречался, в частности с Владимиром Путиным. Николя Саркози в своих речах подробно не останавливался на том, каким он видит будущее развитие отношений между Парижем и Москвой, что само по себе является красноречивым свидетельством того, что он не склонен идти по пути Жака Ширака, одним из основных элементов внешней политики которого была ось Париж-Москва. К тому же недавние действия России в энергетической области, а также в отношении Эстонии ставят на повестку дня вопрос о необходимости выработки единой позиции Европейского Союза в отношении России, вместо разобщенных политических линий отдельных государств. Поэтому не исключено, что атмосфера саммита 'большой восьмерки' будет омрачена непростым саммитом ЕС-Россия, который будет проходить в Самаре 18 мая.
В то же самое время Франция, как и ее западные партнеры, стремится к сотрудничеству с Россией, в первую в очередь по вопросу иранского досье, но также и в деле определения окончательного статуса Косово. После расширения Евросоюза западная часть Балкан - Сербия, Косово, Босния, Черногория, Албания, Македония - представляет собой некое подобие черной дыры внутри европейского пространства. Решение проблемы Косово без России, а значит и без достижения согласия в рамках Совбеза ООН, значительно усилит напряженность на Балканах. В этом случае Франции, а также ее партнерам, придется оставить на неопределенный срок свой военный контингент в этом регионе, который останется нестабильным, слаборазвитым, пронизанным сетью криминальных структур.
По данному вопросу, как и по многим другим, сотрудничать с Путиным будет непросто, противодействовать Путину будет еще труднее. Какой оборот примут события, станет ясным в июне.
Ну и, наконец, вопрос европейского строительства, который будет обсуждаться на заседании Европейского Совета 21 июня под председательством канцлера Ангелы Меркель. Здесь будет решаться судьба франко-германских отношений, а также станет ясным, готова ли Франция активно участвовать в решении европейских проблем после того, как в мае 2005 года она сказала 'нет' Европейской конституции. Этот последний Совет под председательством Германии станет успешным лишь при условии, что Париж и Берлин будут энергично действовать в одном направлении. Фиаско, в котором обвинят Францию, будет иметь важные последствия для франко-германского союза. Большим успехом было бы достижение соглашения о подписании нового договора, инкорпорации в него всех политических и организационных инноваций Европейской конституции, которые не вызывали возражений во время референдума 2005 года. Новый договор позволит Европе выйти из кризиса, обеспечив ее гораздо более эффективными институтами, чем те, что были созданы на основе провального договора Ниццы (принятый в 2000 г. странами - участницами Евросоюза договор Ниццы определяет основные тенденции развития и программу расширения ЕС - прим. пер.). Франция в этом случае может снова стать активным участником европейского строительства, поскольку разработка этого договора во второй половине следующего года может быть поручена именно ей.
Достойное начало для пятилетнего президентского срока. Новый президент будет обладать полем для маневра, какими бы насущными не были задачи внутренней политики. Ну и для премьер-министра останется простор для деятельности...