Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Великая битва клоуна со львом

Кто прав: россияне, считающие советского воина освободителем Европы, или эстонцы, именующие его оккупантом?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вторая мировая способна будоражить постсоветское общество так же сильно, как и новейшие сражения между президентами и парламентами. Накануне 9 мая мы смогли лишний раз в этом убедиться - благодаря скандальной истории с монументом Воину-освободителю в Таллине

Вторая мировая способна будоражить постсоветское общество так же сильно, как и новейшие сражения между президентами и парламентами. Накануне 9 мая мы смогли лишний раз в этом убедиться - благодаря скандальной истории с монументом Воину-освободителю в Таллине.

Многие украинские политики не преминули поживиться на российско-эстонском конфликте бесплатным пиаром.

Скажем, господин Добкин выступил со смелой инициативой: перенести опального Бронзового солдата в Харьков - вероятно, мэр был ужасно расстроен из-за неудачи своего проекта, у нас ведь нет оснований подозревать Михаила Марковича в неискренности.

Коммунисты и витренковцы обстреляли посольство Эстонии в Киеве яйцами и банками с краской. Партия "Русский блок" призвала население Крыма объявить решительный бойкот эстонским шпротам.

9 мая последовало продолжение: пламенные ораторы заклеймили прибалтийских фашистов, вспомнили УПА и дивизию "Галичина", искусно увязав все это с президентом Ющенко и его оранжевыми соратниками. Как никак страну ждут досрочные выборы!

Провокаторы от политики действуют безошибочно: раскол общества на почве различных трактовок прошлого столь же глубок, сколь и нелеп.

В этой ситуации вспоминается роман английского писателя Артура Кестлера "Приезд и отъезд", написанный в самый разгар Второй Мировой войны, в 1943-м.

Главный герой книги замечает:

"В детстве мы играли в забавную игру: на листе бумаги были сплетения голубых и красных линий. Если ты просто на них смотрел, ничего не было видно. Но когда сверху клали красную прозрачную бумагу, красные линии исчезали, а из синих получался рисунок: клоун с колесом, сквозь которое прыгал пес. А покрыв рисунок синей бумагой, ты видел рычащего льва, который гнался за клоуном по манежу. . . Картинка, увиденная сквозь синюю бумагу, будет не менее правдивой и законченной. Оба существуют - и клоун, и лев, переплетенные в едином узоре".

Кто прав: россияне, считающие советского воина освободителем Европы, или эстонцы, именующие его оккупантом? Львовяне, превозносящие УПА как борцов за свободу Украины, или дончане, проклинающие бандеровцев за удар в спину Красной Армии?

Непримиримые оппоненты напоминают агрессивных и упрямых детей, в чьи руки попала игра, описанная Кестлером. Ребенок, облюбовавший красную прозрачную бумагу, ясно видит на рисунке клоуна с дрессированной собачкой.

Других персонажей там быть не может - для них попросту нет места. Но вредный соседский мальчишка, вооружившийся синей бумагой, кричит, что никаким клоуном на рисунке и не пахнет, что там изображен лев. Издевается, наверное?!

Малолетним спорщикам и в голову не приходит хотя бы на минутку поменяться цветными фильтрами. Гораздо проще надавать друг дружке тумаков - в рамках борьбы за абсолютную истину. . .

Разумеется, каждый народ склонен смотреть на события прошлого со своей колокольни, и это вполне естественно.

История - не математика; здесь нет постоянных величин, никак не зависящих от людского восприятия. Всякое историческое событие может быть бедствием для одних и благом для других.

Не является исключением и приход Красной Армии в Прибалтику в 1944 году. Тут уместно вспомнить другого северо-западного соседа РФ - Норвегию, также пострадавшую в годы войны.

Немецкая оккупация стала злом для абсолютного большинства норвежцев, а вот прелестей советизации их родина так и не познала.

Поэтому у норвежских граждан имеются все резоны быть благодарными советскому воину за победу над Гитлером.

Но если эстонцам или латышам сталинский оккупационный режим принес намного больше страданий, чем гитлеровский, бессмысленно требовать от прибалтов восприятия Красной Армии как освободительницы.

Впрочем, перейдем от эстонских дел к делам отечественным. Вспомним, что в прошлые годы президент Ющенко с усердием царя Сизифа пытался примирить советских ветеранов и воинов УПА.

Сторонники президентской инициативы охотно ссылались на опыт бывших военнослужащих Вермахта и Красной Армии: ведь многие из них сумели подать друг другу руки!

Увы, подобные ссылки абсолютно несостоятельны. Примирение германских и советских ветеранов состоялось лишь постольку, поскольку побежденные немцы приняли картину Второй мировой, предложенную победителями - в частности, признали, что гитлеровский режим вел преступную захватническую войну.

Но когда в Германии пытаются презентовать свой собственный взгляд на события тех лет - скажем, вспоминают о массовых бесчинствах Красной Армии в поверженном Рейхе - трогательная идиллия тут же кончается.

Брызжа слюной, ветеранская общественность России протестует против "гнусной клеветы" и попыток "опорочить великий подвиг советского солдата".

В Украине вариант однобокого примирения не пройдет - капитулировать перед оппонентом не намерен никто. Ну а полноценный консенсус между ветеранами двух армий и вовсе представляется фантастикой.

К сожалению, внукам и правнукам воинственных стариков взаимопонимание в ближайшем будущем тоже не грозит. Особенно если доморощенные примирители будут действовать столь же бездарно, как и сейчас.

Что, по сути, представляет собой "миротворческая" активность благонамеренных политиков, историков и журналистов?

Неуклюжие попытки инкорпорировать ОУН и УПА в традиционную советскую версию событий 1941-45 годов; инкорпорировать таким образом, чтобы в рамках привычной схемы борцы за украинскую независимость смотрелись достойно.

Для этого требуется стыдливо замалчивать реальные факты сотрудничества ОУН с немцами.

Раздувать до неприличия масштабы вооруженной борьбы УПА против германского Вермахта, а прямой и косвенный ущерб, понесенный РККА в результате деятельности украинских повстанцев, наоборот, преуменьшать. Словом, УПА пытаются представить чуть ли не вспомогательным подразделением Красной Армии.

Неслучайно для их совместного примирительного марша государственные мужи в свое время избрали 9 мая - дату, олицетворяющую исконно-советский взгляд на Вторую мировую (в Европе, как известно, предпочитают 8 мая).

Давайте вновь обратимся к аналогии с детской игрой. В надежде помирить разгневанных ребятишек некий взрослый додумался до следующей операции: вырезал кусок из красной прозрачной бумажки и вклеил на это место синюю.

Гениальному педагогу казалось, что клоун с львиной головой, видимый сквозь такой комбинированный фильтр, устроит обе стороны. На самом же деле причудливый мутант не понравился никому.

В период Второй мировой бойцы УПА и Красной Армии вели две разных войны, и попытка синтеза тут совершенно неуместна. Бесполезно убеждать советского ветерана, будто в 1944-м украинские повстанцы нисколько ему не мешали, а, напротив, выступали в качестве соратников по общей борьбе за свободу Украины.

В свою очередь для ветеранов УПА никогда не станет праздником 9 мая, ибо крах Третьего рейха не приблизил восстановление украинской государственности, а главный противник повстанцев - сталинский режим - в результате лишь окреп.

Проблемы у нас не только с рецептом примирения, но и с точным диагнозом. Публицисты национал-демократического толка легко выявляют корень зла: дескать, значительная часть населения находится в плену исторических мифов, рожденных советской пропагандой.

Но действительно ли история Второй мировой войны с точки зрения "советского человека" насквозь фантастична и лжива? Позвольте усомниться.

Да, в частностях она изобилует всевозможными искажениями и прямыми вымыслами (вроде известной басни о 28 панфиловцах), но по большому счету эта версия правдива, логична и самодостаточна.

Миллионы граждан СССР отважно сражались за освобождение своей Родины от немецких оккупантов и одержали победу над злым Гитлером. Все верно и предельно ясно!

Итак, дело отнюдь не в том, что постсоветскому обывателю некогда подсунули "ложную" картину Второй мировой.

Проблема в другом: его убедили, что эта картина является единственной. Что любой иной взгляд на события 1939-1945 гг. - вздорная ересь, не имеющая права на существование.

Житель Москвы или Донецка неспособен примириться с тем, что в Таллине и Львове есть свои версии войны - не менее правдивые, логичные, самодостаточные. И, естественно, агрессивная ортодоксия, царящая в РФ и на Донбассе, стимулирует проявление такой же ортодоксальности в Прибалтике и Западной Украине.

В истории с Бронзовым солдатом эстонские политики действовали грубо, презрев основные принципы толерантности. Однако стоит помнить, что росту радикальных настроений в Эстонии способствовал высокомерный отказ Москвы прислушаться к чужой правде и принести извинения за оккупацию балтийских стран в период Второй мировой.

Как выйти из порочного круга взаимных оскорблений? Совсем отказаться от субъективных трактовок прошлого нельзя - это все равно что смотреть на картинку с клоуном и львом невооруженным глазом. Вместо хаотичного сплетения разноцветных линий перед нами предстанет бессмысленная, лишенная всякой логики мешанина из дат, имен и фактов.

Мы просто обречены рассматривать историю Второй мировой войны сквозь призму чьего-либо восприятия. Но не стоит ограничивать кругозор какой-то одной точкой зрения.

Своя правда в годы войны была не только у бойцов Красной Армии, но и у Вермахта, УПА, Армии Крайовой, англичан, американцев, японцев. . . Даже у финских солдат-евреев, четыре года воевавших на стороне Гитлера, ибо главную угрозу для их страны представлял сталинский режим.

Чем больше своеобразных "фильтров" будет в нашем распоряжении, тем больше деталей мы сможем разглядеть на многоцветной картине Второй мировой, тем глубже и объективнее будут наши знания о войне.

Так что задача ученых-историков - не вырабатывать единственно верную оценку событий 1939-1945 годов, но обеспечить паритет версий. В разделенной пополам Украине это особенно важно.

Ну а потомки участников войны должны уяснить две простые вещи. Нетерпимость одних всегда порождает равную по силе нетерпимость других. А чужую правду можно принять, не отказываясь от своей собственной.

________________________________________

Извините, еще раз извините ("Postimees", Эстония)

Возможен ли украинский Тынисмяги? ("Украинская правда", Украина)