С последним ударом молотка по трибуне аукциона в пятницу прекратится существование "ЮКОСа", бывшего российского нефтяного гиганта, четыре года простоявшего в битве с Кремлем: продается сверкающий небоскреб, построенный в Москве основателем "ЮКОСа" Михаилом Ходорковским, сидящим сейчас в тюрьме. Власть Путина, все более и более авторитарная, празднует окончательную победу.
- Это последний гвоздь в гроб компании, - сказал один западный консультант, ранее работавший с Ходорковским. - Если Кремль пошел войной, то он не остановится, пока не добьется своего, это неизбежно.
Разрушение некогда крупнейшей российской нефтяной компании, ставшее возможным благодаря налоговым претензиям на 33 миллиарда долларов для нее и тюремному сроку для Ходорковского, наглядно показало всем остальным бизнесменам, во что им может вылиться противостояние с Кремлем. С него также началась ползучая национализация ключевых отраслей экономики. После дела "ЮКОСа" самобытная эпоха 'баронов-разбойников' 90-х годов прошлого века окончательно ушла в историю.
- Медленное убийство "ЮКОСа" стало водоразделом, - говорит Лилия Шевцова, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace). По ее словам, в результате его национализации 'Россия сделала разворот на сто восемьдесят градусов', а на смену олигархам ельцинской поры пришел 'новый вид' чиновников-капиталистов.
Больше всех от истории с "ЮКОСом" выиграла государственная нефтяная компания 'Роснефть', глава которой - Игорь Сечин, заместитель руководителя путинской администрации и один из тех кремлевских инсайдеров, на кого четыре года назад столь мрачно намекал Ходорковский, говоря, что 'в Кремле есть группа чиновников, которые хотят отобрать у меня компанию'. Благодаря приобретению всех добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий "ЮКОСа" 'Роснефть', до того стоившая всего 6 миллиардов долларов и занимавшая среди российских нефтяных компаний восьмое место, прыгнула - потратив всего 2 миллиарда долларов чистыми - сразу на первую строчку с рыночной капитализацией в 90 миллиардов.
Для многих история с "ЮКОСом" отражает всю суть власти Владимира Путина. Многие утверждают, что российская судебная система, обанкротившая "ЮКОС" и посадившая Ходорковского за решетку по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, прислуживала Кремлю.
- Для понятия верховенства закона это был наглядный момент истины, - говорит бывший советник Путина по экономике Андрей Илларионов. - Из-за этого суд как независимый институт был разрушен. Раньше в стране правил закон, а сегодня правит грубая сила.
В Кремле кампанию против "ЮКОСа" показывают с другой стороны: ее преподносят как 'священную войну' против неуплаты налогов и говорят, что дело 'ЮКОСа' должно стать примером и предупреждением всем, кто в будущем решит нарушить закон. Кое-кто действительно считает, что Ходорковский слишком уж увлекся минимизацией налогообложения и подставился.
- На налоговом фронте Ходорковский был чрезвычайно агрессивен, - считает Фрэнк Куджиларс (Frank Kujilaars), главный специалист по нефти и газу банка ABN Amro, выступившего организатором финансирования сделки, в результате которой останки "ЮКОСа" были скуплены 'Роснефтью'. - Он старался использовать всякую лазейку в законе, чтобы увеличить прибыль. Это не было прямым нарушением закона, но он, конечно, ходил по краю.
Как бывшие партнеры Ходорковского, так и сторонние наблюдатели едины во мнении, что в конечном итоге причиной разгрома "ЮКОСа" стал отказ олигарха уйти из политики: он финансировал несколько оппозиционных партий и публично высказывался в поддержку перехода России к парламентской республике.
- Его попросили больше не поднимать эту тему. А Путин не такой человек, чтобы просить три раза, - считает Куджиларс.
С падением "ЮКОСа" и подъемом 'Роснефти' у государства разыгрался аппетит, и оно взялось за другие активы. После того, как против "ЮКОСа" завели дело, государственный 'Газпром' купил контрольный пакет акций частной нефтяной компании 'Сибнефть'. Кремль также двинулся в другие отрасли, которые он считает стратегически важными: государство приобрело крупные пакеты авиа- и судостроительных компаний, а также взяло под контроль крупнейшего производителя автомобилей 'АвтоВАЗ' и производителя титана, компанию 'ВСМПО-Ависма'. Многие сегодня считают, что на очереди металлургия - в частности, крупнейший производитель никеля в мире, компания 'Норильский никель'.
На смену олигархам ельцинских лет пришел новый клан чиновников-капиталистов, добившихся назначения на высшие посты в новых государственных компаниях. Среди них - и Сечин, дочь которого замужем за сыном Владимира Устинова, прокурора, возглавлявшего атаку на "ЮКОС".
Поход на "ЮКОС" также усилил позиции правосудия, которое противники Кремля называют 'избирательным' - когда за нарушения, в одно время считавшиеся обычной отраслевой практикой, преследуют впоследствии всего одну компанию. По словам бывшего заместителя министра энергетики Владимира Милова, именно это произошло с нефтегазовым проектом 'Сахалин-2' компании Royal Dutch Shell. Милов считает, что обвинения оператора проекта в нарушениях экологического законодательства в точности повторяли такие же обвинения против компании 'Юганскнефтегаз', главного добывающего предприятия "ЮКОСа", проданного с молотка в 2004 году. Если 'Юганскнефтегаз' после угрозы отзыва лицензии существенно потерял в цене, то в случае с Shell, как он полагает, именно эта перспектива заставила компанию продать контрольный пакет задешево 'Газпрому'.
На положении иностранных нефтяных компаний в России дело "ЮКОСа" сказалось самым радикальным образом. Ходорковский был готов продать значительную часть "ЮКОСа" либо Chevron, либо ExxonMobil, в результате чего западная компания потенциально получала прямой доступ к почти четверти всех российских нефтяных запасов. Однако сегодня у руля отрасли прочно утвердился Кремль, а иностранные компании по новым правилам во всех перспективных проектах низведены до роли миноритарных участников.
Многие утверждают, что зерна нынешней жестокости государства были посеяны самим Ходорковским и такими же, как он, олигархами, в годы правления Ельцина, когда всем можно было все. Ведь и самому Ходорковскому через группу 'Менатеп' "ЮКОС" в 1995 году достался всего за 300 миллионов долларов в результате одного из скандальных 'залоговых аукционов' с единственным участником. Так что, утверждают противники "ЮКОСа", именно он был первым, кто освоил систему применения судов в целях собственной выгоды.
Сегодня, когда будет продано последнее крупное достояние "ЮКОСа", на верхнюю ступеньку российской нефтяной лестницы окончательно взберется 'Роснефть'. Однако сегодняшние события также усилят и раскол между конкурирующими кремлевскими кланами, который может проявиться в том числе и в 2008 году, когда Путин, в соответствии с конституцией, будет слагать с себя президентские полномочия.
'Газпром' решил не принимать участия в разделе "ЮКОСа", поскольку, как считают банкиры, его глава Дмитрий Медведев, один из потенциальных кандидатов в президенты, опасается принимать на себя возможные юридические риски. Однако 'Газпром' не упустит случая сыграть на том, что в разделе "ЮКОСа" была замешана 'Роснефть'. Сечин же боится появления в Кремле нового начальства, поскольку в этом случае риски, взятые на себя его компанией при захвате контроля над "ЮКОСом", из потенциальных могут стать реальными.
- В результате [дела "ЮКОСа"] команда Путина раскололась, и неизвестно, чем все закончится, - считает Лилия Шевцова.
____________________________________
Гангстерское государство Путина ("The Wall Street Journal", США)
Россия: смесь нефти и политики ("Stratfor", США)