Российский алюминиевый магнат с сомнительной репутацией объявил о планах приобретения большого пакета акций канадской компании, являющейся основным кандидатом на покупку группы Chrysler, принадлежащей корпорации DaimlerChrysler AG. Этот неожиданный шаг может осложнить проведение аукциона по приобретению автомобилестроительной фирмы и вызвать новое беспокойство по поводу иностранных инвестиций в США.
Планы Олега Дерипаски купить пакет акций компании Magna International Inc. на 1,54 миллиарда долларов могли бы дать ей крайне необходимые средства для приобретения фирмы Chrysler, на что надеется этот канадский производитель деталей и узлов для автомобилей. Однако недавнее прошлое этого русского может стать красной тряпкой для контрольных органов и политических руководителей, которые намерены тщательно проанализировать предстоящую сделку. Американские правоохранительные органы подозревают, что Дерипаска может быть связан с российской организованной преступностью. Сам он не раз отрицал свое участие в какой бы то ни было криминальной деятельности.
Объявляя вчера о сделке, представители компании Magna сказали, что договоренность с Дерипаской является частью плана этого производителя автомобильных деталей по проникновению на такие быстро развивающиеся рынки, как российский, и что они не связаны с планами приобретения фирмы Chrysler. Представитель холдинговой компании Дерипаски 'Базовый элемент' сказал, что его фирма смотрит на сделку по приобретению Chrysler точно так же, как любой другой акционер Magna.
Компания Magna отмечает, что сделка с 'Базовым элементом' должна быть утверждена судом и регулирующими органами Канады.
Группа Chrysler хоть и принадлежит материнской компании из Германии, все еще считается американской фирмой, поскольку конструирует, разрабатывает и производит легковые и грузовые машины в Северной Америке, где на ее заводах и в конструкторских бюро работает около 80 тысяч человек. Если Chrysler работает на министерство обороны либо осуществляет деятельность, связанную с интересами национальной безопасности, сделка эта будет проверяться Комитетом по иностранным инвестициям США.
Корпорация DaimlerChrysler вела переговоры с несколькими потенциальными покупателями своего убыточного подразделения Chrysler. Ожидается, что вскоре будет назван главный претендент на покупку. Кроме компании Magna, интерес к приобретению Chrysler проявили частная инвестиционная фирма Cerberus Capital Management, группа Blackstone Partners и Centerbridge Capital, а также инвестор-миллиардер Кирк Керкорян (Kirk Kerkorian).
Пока Magna в этом окружении является единственной автомобильной компанией.
Предполагаемое вливание капитала в Magna может дать Дерипаске значительную долю контроля над данной компанией. Стоит упомянуть, что в прошлом году въездная виза Дерипаски в США была аннулирована в связи с опасениями министерства юстиции. Такие инвестиции могут дать Дерипаске через его холдинг опосредованную долю в 15 процентов, а также право выставлять кандидатуры шести из четырнадцати членов совета директоров Magna. Столько же членов совета директоров может предлагать семья Стронах (Stronach), которая контролирует компанию.
Решение о привлечении средств через сделку с Дерипаской вместо выпуска облигаций или получения займов является отражением долговременной стратегии Magna, которая нацелена на сохранение сильного баланса и стремится избегать долгов. Предыдущий год компания закончила, имея на руках почти 2 миллиарда долларов наличных средств. Председатель и основатель Magna Фрэнк Стронах заявляет, что его компания в попытке купить Chrysler не намерена влезать в долги.
'Мы будем по-прежнему увеличивать движение денежной наличности, чтобы развиваться в будущем', - заявил вчера главный финансовый директор компании Винсент Галифи (Vincent Galifi). Вчера, проводя удаленную конференцию (для инвесторов), руководители Magna заявили, что средства, полученные в результате сделки, планируется использовать на обратный выкуп акций.
В связи с ростом производственных затрат в Северной Америке, а также с проблемами в автомобилестроении Magna, как заявил Стронах, пытается развиваться другими способами. Компания в прошлом году занималась поисками партнера в России, где продажи и производство автомобилей растут быстрыми темпами.
'Базовому элементу' принадлежит ОАО 'ГАЗ' - одно из ведущих в России автомобилестроительных предприятий. 'ГАЗ' занимается поиском новых технологий и делового опыта, чтобы модернизировать свою устаревшую номенклатуру изделий, включающую автомашины 'Волга' и грузовики 'Газель'. А Magna также ищет партнера, способного помочь ей расширить деятельность по поставке узлов и деталей для российского автомобилестроения.
Работавший в России содиректор компании Зигфрид Вульф (Siegfried Wolf) говорит о том, что видел, как Дерипаска работает со своими сотрудниками, и что это может стать мощным мотивационным фактором для заключения сделки. Вульф сказал, что спрашивал Стронаха по поводу его взглядов на Дерипаску и на его возможности стать партнером Magna. Стороны начали переговоры в ноябре 2006 года.
Стронах заявил, что разговаривал с представителями многих компаний, сотрудничавших с Дерипаской. Все они 'высоко отзывались о нем как о бизнесмене'. По словам Стронаха, Magna проанализировала, кто может стать ее заслуживающим доверия партнером, и кто может оказаться приемлемой фигурой для мировых рынков. Дерипаска полностью отвечает этим требованиям.
Но поскольку Magna намерена приобрести Chrysler, сделка с Дерипаской способна стать мощным поводом для озабоченности относительно увеличения в США инвестиций тех российских компаний, которые близко связаны с Кремлем и своими корнями уходят во времена бандитского капитализма в России 90-х годов.
39-летний Дерипаска сделал свое состояние в 90-е годы в крайне доходной алюминиевой промышленности, где битва за обладание плавильными печами и прочими активами советского государства была особенно жестокой. Против Дерипаски никогда не выдвигалось никаких обвинений в нарушении закона, а гражданские иски его бывших партнеров по бизнесу, которые говорили об использовании им незаконной коммерческой практики, не получили хода.
Причастность Дерипаски к сделке по приобретению Chrysler может вызвать озабоченность в Вашингтоне, который за последние пару лет пустил ко дну целый ряд заметных сделок по приобретению активов иностранными компаниями, обосновывая это соображениями безопасности и государственной политики.
В прошлом году США аннулировали визу Дерипаски в связи с подозрениями в его возможных связях с организованной преступностью и сомнениями в правдивости его заявлений, данных по этому поводу ФБР. Официальные представители говорят, что отмены данного решения не предвидится, а один из таких представителей назвал 'ошибкой' изначальное решение о выдаче миллиардеру многократной визы.
Хотя компания Chrysler больше не является крупным военным подрядчиком США, она по-прежнему продает сухопутным войскам и другим ведомствам транспортные средства, а также сотрудничает с Пентагоном и прочими федеральными агентствами в деле разработки автомобильных технологий, часть из которых предназначена для военного применения.
Представитель 'Базового элемента' Константин Панин заявил, что виза Дерипаски - это не очень важный вопрос в деле переговоров с компанией Magna. 'Мы надеемся, что не будет никаких трудностей, связанных с получением разрешений регулирующих органов', - добавил он.
Другой содиректор Magna Дон Уокер (Don Walker) сказал, что компания считает вопрос о визе Дерипаски 'его личным делом'. При этом он добавил: 'Дерипаска профессионал, честный бизнесмен, и мы с нетерпением ждем начала совместной с ним работы'.
По словам американских чиновников, заявка Magna на покупку компании Chrysler, очевидно, не создаст никаких проблем в плане антимонопольного регулирования или национальной безопасности.
Тем временем, администрация Буша пытается восстановить репутацию США как страны, открытой для иностранных инвестиций. Происходит это после того, как из-за мощной политической оппозиции был сорван целый ряд получивших широкую известность сделок по приобретению активов. Одна из них была связана с покупкой портовым оператором из Дубаи Dubai Ports World ряда объектов в США.
Доля Дерипаски в Magna будет принадлежать новой канадской холдинговой компании, которая станет товариществом между Stronach Trust и дочерним предприятием 'Базового элемента' ОАО 'Русские машины'. Данная сделка должна быть утверждена акционерами Magna, которые, скорее всего, проведут голосование по данному вопросу через три месяца.
Как подчеркнул Стронах, он не думает, что сделка каким-то образом повлияет на переговоры Magna о приобретении Chrysler. Он также отметил, что подготовкой сделки Magna занимается совместно с канадской инвестиционной компанией Onex, причем рассматривается возможность сохранения небольшой доли Chrysler в собственности DaimlerChrysler. Но 'Русские машины', по словам Стронаха, в этих переговорах не участвуют.
Стронах сказал, что не знает, как к инвестициям 'Базового элемента' относится руководство DaimlerChrysler, но считает, что их отношение будет положительным, потому что Россия является хорошим рынком для продукции Chrysler и Mercedes-Benz. Magna также надеется, что ее услугами воспользуются и другие производители автомобилей, планирующие расширять свое присутствие на российском рынке.
'Давайте делать в России машины Jeep', - предложил Стронах.
Исполнительный директор Chrysler Том Ла Сорда (Tom La Sorda) сказал, что Россия является одним из ключевых рынков, где его группа планирует осуществлять экспансию. По его словам, с уменьшением доли рынка и усилением конкуренции в Северной Америке одним из ключевых элементов развития его компании стало присутствие на развивающихся рынках.
Информированный источник, знакомый с деталями сделки, сообщил, что руководство DaimlerChrysler не знало о российских инвестициях в Magna до вчерашнего дня, когда было сделано официальное заявление. Представитель Daimler Chrysler Хан Тян (Han Tjan) от комментариев по этому вопросу отказался.
Стронах заявил, что и Stronach Trust, и 'Русские машины' будут обладать правом вето на все крупные сделки по приобретению активов, и что это относится и к покупке Chrysler, если Magna станет лидером торгов.
Сделка с компанией Magna может стать крупнейшим инвестиционным вложением 'Базового элемента' за пределами России, а также одной из крупнейших в ряду все более многочисленных сделок, в рамках которых имеющие большие свободные средства добывающие российские компании приобретают активы за границей. В США большая часть таких приобретений проходит относительно гладко. К ним можно отнести и прошлогоднюю сделку 'ЕвразХолдинга', купившего за 2,3 миллиарда долларов металлургическую компанию Oregon Steel Mills.
Однако на фоне охлаждения отношений между Москвой и Вашингтоном за последние несколько лет и роста тревоги на Западе по поводу усиления контроля Кремля над бизнесом в России политика становится все более важным фактором влияния.
Стронах говорит, что перед заключением сделки он встречался с российским президентом Владимиром Путиным, который утвердил предложенный план. Дерипаска - один из немногих магнатов 90-х годов, преуспевающий при Путине.
Один из юристов, работающих в этой сфере, говорит, что возможность государственной проверки сделки по продаже Chrysler компании Magna зависит от масштабов производства на ее предприятиях для нужд обороны, а также от степени влияния Дерипаски на руководство Magna. Если власти посчитают, что Дерипаска играет значительную роль в управлении Magna, то это может вызвать начало официального расследования. По мнению этого юриста, при рассмотрении подобных сделок в США среди прочих учитываются и 'факторы добросовестности' покупателя.
Принадлежащая Дерипаске компания 'Базовый элемент' предоставляет о своей деятельности лишь ограниченную финансовую информацию. Компания магната 'Русский алюминий' обсуждала планы размещения своих ценных бумаг на Нью-йоркской фондовой бирже, где требования по раскрытию информации о компании менее строгие.
_________________________________
Разыскивается особо выгодный клиент ("The Wall Street Journal", США)
Как патриот России возглавил список миллиардеров благодаря металлам и жесткому характеру ("The Independent", Великобритания)