Поток товарных составов в Эстонию в последние дни превысил ожидания, сообщает Postimees. Это происходит на фоне грозных заявлений, доносящихся из Москвы о возможном бойкоте эстонской экономики. В ожидании тяжелых дней Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) даже подготовила кризисный план выживания. Однако, судя по всему, он не понадобится.
Праздники, ремонт и памятники
Как сообщают в компании Eesti Raudtee, в середине прошлой недели в Эстонию прибывало в среднем по 24 товарных состава - больше, чем было запланировано. К концу недели, согласно плану, поток должен был еще более возрасти - до 29-30 составов, то есть приблизиться к "доконфликтному" уровню.
В принципе, это совсем неплохо по сравнению с началом мая, когда Бронзовый солдат переносился из центра Таллина на его окраины: если, например, 1 мая ЭЖД приняла 35 товарных составов, то 7 мая - только 17.
ЭЖД осторожно сообщила, что снижение грузооборота объясняется, по всей видимости, несколькими факторами:
- традиционным падением экономической активности в России в начале мая в связи с праздниками;
- дорожным ремонтом;
- ухудшением эстонско-российских отношений после переноса Бронзового солдата из центра Таллина.
Как следствие железнодорожники приступили к разработке антикризисной программы, которая предусматривает уменьшение объемов инвестиций и направление сотрудников в принудительные отпуска. В Eesti Raudtee, например, не исключают, что летом вместо обычных 30-32 товарных составов в сутки до Эстонии будет доходить всего 15.
Не надо печалиться
Впрочем, опрошенные Телеграфом эксперты латвийской транзитной отрасли скептично отнеслись к пессимизму своих эстонских коллег. Главный аргумент в пользу сохранения транзита через Эстонию - это то, что российским грузоотправителям принадлежат терминалы и другие перевалочные мощности в Эстонии. С коммерческой точки зрения они совершенно не заинтересованы в какой-то транзитной блокаде.
"Ну ладно, месяц россияне на эмоциях продержатся, что-то из грузов уйдет в Санкт-Петербург, что-то к нам в Латвию придет. А дальше? Думаете, российские бизнесмены позволят, чтобы деньги, вложенные ими в создание перевалочных мощностей в эстонских портах, были заморожены? Конечно, нет. Так что если что-то и случится, то это будет временный скачок" - сказал Телеграфу руководитель грузового управления Latvijas dzelzceļš Эрик Шмукстс. Похоже, что его прогноз оправдывается.
Сыр между строчек
В отличие от транзитников эстонские пищевики продолжают посыпать голову пеплом. Что не удивительно - эстонская пищевая промышленность экспортирует 23% своей продукции в Россию, поэтому из-за уже введенных Россией косвенных мер могут серьезно пострадать молочная и мясная промышленность.
"Официально отказа от товаров со стороны России нет, однако между строчками дают понять, что эстонские товары не хотят брать на реализацию", - сказала глава Эстонского союза пищевой промышленности Сирье Потисепп.
Эстонский рынок мал, и занимающиеся продуктами питания производства должны экспортировать свою продукцию. В то же время страны для экспорта найти сложно, поскольку ожидается, что из Эстонии будет поступать дешевый товар. А он не дешевый, зато качественный, уверяют в Таллине.
По словам Потисепп, из-за российского бойкота многих работников пищевой промышленности ждут увольнения.
Россия обогнала Балтию
Индрек НЕЙВЕЛЬТ, председатель Фонда развития Эстонии, бывший совладелец группы Hansabank:
- Россия является более развитой страной, чем Эстония, и более выгодной. Инвестиционные операции в России более развиты, чем в странах Балтии. Банкиры-инвесторы зарабатывают там во много раз больше. Даже лондонским банкирам выгоднее работать в России.
В качестве отличительной черты российского банковского инвестиционного бизнеса можно отметить, что в России гораздо больше прислушиваются к власти и правительству, хотя законодательство иногда вызывает недоумение.
Важнейшие отличия российского банковского пространства от балтийского, на мой взгляд, следующие: наличие сильных государственных банков; ярко выраженная специализация банков; относительная неразвитость технического обеспечения.
Из выступления на Балтийской конференции по бизнес-праву