Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США и Британия

В Соединенных Штатах Блэр крайне популярен, поскольку с 11 сентября 2001 г. он твердо стоит на стороне Америки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британия остается мировой державой, сила которой превосходит ее вес. Традиционно эмблемой Британии был бульдог, но при Блэре место бульдога занял французский пудель - именно эта метафора чаще всего используется в отношении него в последнее время

Американцы любят британских политиков. К славной компании премьер-министров Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер мы сегодня можем причислить Тони Блэра, как одного из британцев, вызывающих наибольшее восхищение на этом берегу Атлантики. Симпатию к Тони Блэру испытывают примерно 70 процентов американцев. Да, это немного меньше, чем у королевы Елизаветы II, чей рейтинг симпатии после государственного визита по случаю 400-й годовщины основания Джеймстауна составлял 80 процентов. Однако и 70 процентов - знак большой популярности.

Сегодня вечером Блэр прибывает в Вашингтон, чтобы провести несколько дней со своим другом президентом Бушем. В эти дни 'особые отношения' между Британией и Соединенными Штатами требуют особого внимания. Укреплять отношения, которым столько же лет, сколько нашей стране - в национальных интересах обоих государств.

Британия остается важнейшим политическим и военным союзником Соединенных Штатов. Однако, если в Соединенных Штатах Блэр крайне популярен, поскольку с 11 сентября 2001 г. он твердо стоит на стороне Америки, то в Британии его рейтинг резко упал - во многом, по той же самой причине (но это не значит, что свою роль не сыграла внутренняя политика). Американцы по достоинству оценили твердость и солидарность, проявленные Блэром (и этого не меняет тот факт, что после пяти лет [так в тексте - прим. пер] присутствия в Ираке британцы выводят оттуда свои войска). Между тем, участие страны в военных операциях в Ираке и Афганистане глубоко раскололо британское общество - равно как сам подход правительства Блэра к войне с терроризмом, причем, несмотря на то, что, благодаря союзу с Америкой, Британия остается мировой державой, сила которой превосходит ее вес. Традиционно эмблемой Британии был бульдог, но при Блэре место бульдога занял французский пудель - именно эта метафора чаще всего используется в отношении него в последнее время.

Об этой неоднозначности говорит и тот факт, что альянс с Соединенными Штатами, за который выступали Черчилль, Тэтчер и Блэр, каждому из них стоил популярности в стране. Можно сказать, что Блэр принес большую личную жертву, гарантировав Соединенным Штатам, что они не потеряют важных союзников в Европе в то время, как стране угрожает самая большая опасность за все годы ее существования. Как подчеркнул Блэр в своей прощальной речи, 'Я решил, что мы должны стоять плечом к плечу с нашим старейшим союзником'. Так он и делал.

Все это указывает на то, что при следующем премьер-министре Великобритании подобной теплоты в отношениях, скорее всего, не будет. Кто бы ни возглавил страну - официальный преемник Блэра канцлер казначейства Гордон Браун или, после следующих выборов, лидер тори Дэвид Кэмерон (David Cameron) - риторика нового премьер-министра будет неизбежно ориентироваться на настроения его сограждан. Скорее всего, будет подчеркиваться независимость от политики США. Возможно, акцент будет сделан на углубление связей с Европой.

На этом берегу Атлантики будет важно видеть то, что стоит за риторикой, которая некоторым покажется отходом от традиций исторического альянса. Несмотря на 1776 г., британцев и американцев объединяют фундаментальные ценности культуры и политической системы, предусматривающей особую роль прав индивида. Британо-американская модель свободного рынка - мощнейший двигатель экономического роста в мире, и два государства вложили друг в друга больше инвестиций, чем в любую другую страну. Наконец, их объединяет язык, распространившийся по всему миру.

'Особые отношения' были крайне важны в ключевые моменты истории - во время Второй мировой войны, в последнее десятилетие 'холодной войны', и сегодня, когда идет долгая война с терроризмом. В конечном итоге, правильность выбранного курса подтверждалась всегда. На этот раз вердикт истории, скорее всего, тоже будет благоприятным, невзирая на нынешние трудности.

Именно по этим причинам при смене личностей и стилей нужно держать в уме широкую историческую картину. Для того, чтобы оставаться мировым лидером, США будут по-прежнему нуждаться в союзниках. Однако в грядущие годы 'особым отношениям' - и не только им - возможно, потребуется больше внимания и дипломатического искусства.

_______________________________________

Как же нам будет не хватать Блэра - отличный был объект для насмешек! ("The Independent", Великобритания)

'Особые отношения' ("The Independent", Великобритания)