Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы обвиняют европейские страны в том, что скандал вокруг Пола Вулфовица - результат их заговора против администрации Буша. За этими обвинениями стоит более глубокая озабоченность: тем, что стремительное падение влияния в стране самого непопулярного, самого неуважаемого президента с времен Ричарда Никсона подрывает авторитет и интересы США в мире

Comment is free . . .

Американцы обвиняют европейские страны в том, что скандал вокруг Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) - результат их заговора против администрации Буша. За этими обвинениями стоит более глубокая озабоченность: тем, что стремительное падение влияния в стране самого непопулярного, самого неуважаемого президента с времен Ричарда Никсона подрывает авторитет и интересы США в мире.

Испытываемое Вашингтоном чувство незащищенности коренится в крахе поддержки Джорджа Буша американцами и явным ослаблением уверенности нации. По данным опроса, проведенного журналом Newsweek, в начале мая рейтинг поддержки политики президента упал до 28 процентов, установив тем самым новый рекорд. С осени прошлого года средние показатели не превышают отметку в 35 процентов - это гораздо меньше нормы для действующего президента в середине второго срока.

'Невзгоды короля Георга', как американцы назвали печальное положение Буша, создают вакуум власти вокруг Белого дома. По мнению многих комментаторов, самому раннему в истории старту президентской гонки будет сопутствовать самое длинное президентство 'хромой утки'.

'Страна не верит Джорджу Бушу, она ему не доверяет, а в предстоящие 19 месяцев дела будут идти все хуже, - сказал знаменитый стратег республиканцев Эд Роллинс (Ed Rollins) в интервью американскому политическому обозревателю Альберту Ханту (Albert Hunt). - Президент никак не сможет исправить свой рейтинг'.

По мнению многих наблюдателей, тучи вокруг Буша сгущаются в значительной мере из-за иракской трясины, хотя свою роль играют и неудачи во внутренней политике и сохраняющиеся озабоченности в области безопасности. Депрессия может оказаться заразной. По данным опроса, проведенного на этой неделе AP-Ipsos, 71 процент американцев считает, что их страна 'сбилась с пути'. Лишь 35 процентов думают, что Конгресс, находящийся после прошлогодних выборов под контролем демократов, хорошо делает свое дело (главным образом, потому, что пока он не сумел вынудить администрацию сменить курс в Ираке).

Но прославленный политолог Дэвид Броудер (David Broder), ссылаясь на результаты опроса, проведенного вашингтонским центром Third Way, указывает на более масштабный и имеющий большее международное значение сдвиг в американском общественном мышлении.

Когда Буш в своей инаугурационной речи пообещал, что США будут 'способствовать росту демократических движений в каждой стране и культуре, стремясь, в конечном итоге, покончить с тиранией в нашем мире', казалось, что его поддерживает вся страна, отметил Броудер в интервью Cincinnati Post.

Теперь большинство придерживается более трезвого, прагматического подхода: 58 процентов согласны с тем, что 'вера в превосходство Америки над другими странами - это опасная иллюзия; мы не должны пытаться переделать другие страны, исходя из наших ценностей'.

Считающих, что 'главной целью американской внешней политики должно быть обеспечение безопасности Соединенных Штатов и их союзников' почти в три раза больше тех, кто выступает за 'распространение свободы и демократии', говорит Броудер. По данным того же опроса, большинство опрошенных также выступает против насильственной смены режима, считает, что, вопреки утверждениям Буша, после 11 сентября угроза терроризма возросла, а не снизилась, и чувствует, что вторжение в Ирак сделало мир более опасным.

Подрыв национальной уверенности и охлаждение амбиций, выражением чего являются данные опросов, указывают на потерю интереса многих американцев к международным вызовам. Можно говорить как минимум о том, что ближайшие два года - пока следующий президент не определит приоритеты - будут, скорее всего, отмечены ростом политической апатии и самоанализа.

Но признаки робости или слабости Америки будут, безусловно, использованы другими странами - дипломатическими или иными средствами. Россия уже испытывает решимость Америки на разных фронтах - от предоставления независимости Косово и энергетической безопасности до планируемого размещения системы ПРО в Восточной Европе.

Неудача недавних усилий Вашингтона по реактивации израильско-палестинского мирного процесса и его неожиданная готовность к переговорам с Ираном и Сирией по иракскому вопросу - это очередные косвенные последствия увядания силы администрации Буша.

Чем слабее США, тем больше рисков. Так, Иран, почувствовав ослабление контроля, может не рассчитать силу в ядерном споре или в Ливане. А невнимание со стороны 'государства, без которого нельзя обойтись' может означать, что международные кризисы наподобие дарфурского так и не будут разрешены.

В то же время, неуверенность Буша может послужить стимулом для Европы, которая могла бы инициировать рассмотрение таких вопросов, как глобальное потепление, ранее блокировавшихся его администрацией. Как сказал один высокопоставленный европейский чиновник, 'Проблема не в слабости США. Проблема в том, что Европа недостаточно сильна'.

Чиновник отметил, что Европа будет стремиться к лидерству во всех областях, а американцам, вместо того, чтобы выискивать заговоры, лучше приветствовать это. 'Европейцы не организовывали заговор против Вулфовица. Вулфовиц сам во всем виноват', - особо подчеркнул он.

________________________________________

Путь Америки к фашизму ("The Guardian", Великобритания)