Завтра состоится саммит между Европейским Союзом и Россией, проходящий раз в полгода, и он наверняка пройдет весьма и весьма непросто. Несмотря на героические усилия Германии, страны-председателя ЕС, начать-таки переговоры по новому договору о партнерстве, между сторонами обнаружились новые источники трения, не дающие двигаться вперед.
Россия утверждает, что всему виной 'детские обиды' новых стран-членов ЕС, однако реальность такова, что винить следует все же саму Москву - за столь уничижительное обращение со своими бывшими вассалами. И Ангела Меркель, канцлер Германии, просто обязана в самой откровенной форме донести этот сигнал до президента России Владимира Путина.
Конечно, больше всего интересам обеих сторон отвечало бы гармоничное партнерство. Однако хороший бизнес и нормы цивилизованного поведения должны идти рука об руку - нельзя жертвовать вторым во имя первого. Россия уже давно играет с ЕС по принципу 'разделяй и властвуй': Москва, пытаясь изолировать критикующие ее небольшие страны, которые представляют в основном бывший Советский Союз и Варшавский договор, предлагает крупным государствам договариваться на двусторонней основе. И если сейчас Европа не выступит единым фронтом, Союз будет жестоко ослаблен.
На данный момент сразу несколько проблем не дают сторонам выйти на переговоры: запрет Россией на ввоз мяса из Польши, фактическая торговая блокада Эстонии в ответ на решение ее властей перенести советский военный памятник, а также десятимесячный перерыв в поставках нефти на нефтеперерабатывающий завод в Литве, который при продаже достался польскому, а не российскому покупателю. В принципе, все эти проблемы довольно просто решались бы, если бы политическая подоплека их возникновения не была столь очевидна.
Европейская Комиссия уже не первый день тщетно старается убедить российские ветеринарные службы в том, что мясо, поступающее из Польши, безопасно. Эстония, возможно, поступила необдуманно, решив перенести военный памятник, однако торговую блокаду это никак не оправдывает. А что касается литовского нефтяного эмбарго, то оно длится уже значительно дольше, чем все мыслимые ремонтные работы, которые только можно провести на нефтепроводе.
То, что России сложно строить отношения со своими бывшими вассалами, вполне понятно: они очень чутко реагируют на малейшие признаки давления. Москва, конечно, обвиняет их в распространении антироссийских настроений в Западной Европе - но корень проблемы в том, что Путин дает им все причины для этого.
Судя по всему, в России считают, что в этой игре у ЕС на руках нет козырей. Многие страны Союза, включая и Германию - активные потребители российских энергоносителей. У России много нефти, поэтому эти страны хотят с ней работать. Кроме того, они не хотят давать России лишний повод налагать вето на план Организации Объединенных Наций, по которому край Косово должен стать независимым от Сербии. Однако факты есть факты: России Европейский Союз нужен в той же мере, как и Европейскому Союзу - Россия. Именно это и должен услышать на саммите Владимир Путин.
____________________________________
Соседи РФ хотят пользоваться благами близости к России и одновременно пакостить ей ("Час", Латвия)
Европа должна найти ответ на ужесточившуюся позицию России ("The International Herald Tribune", США)