- Под прицелом оказались парламент, министерства, банки, СМИ
- Укреплять защиту отправлены эксперты НАТО
Трехнедельная волна массовых хакерских атак на Эстонию, маленькую балтийскую страну, стала первым зафиксированным примером подобного нападения на государство и вызвала тревогу у всего западного альянса. Эксперты НАТО анализируют это наступление и его возможные последствия.
В конце апреля в результате переноса 'Бронзового Солдата' из центра Таллина между Россией и Эстонией разгорелся самый ожесточенный спор после распада Советского Союза. В ходе этого спора страна подверглась многочисленным хакерским атакам. Были взломаны сайты многих министерств, политических партий, газет, банков и компаний.
НАТО отправила в Таллин нескольких экспертов по терроризму для расследования атак и оказания эстонцам поддержки в укреплении систем компьютерной безопасности.
'Это вопрос оперативной безопасности, а к этому мы относимся очень серьезно, - заявил представитель НАТО в штаб-квартире альянса в Брюсселе. - В этом суть образа действий альянса'.
Озабоченность беспрецедентным масштабом кибервойны будет выражена завтра, на саммите Россия-ЕС под Самарой.
Планируя поднять этот вопрос в ходе переговоров с представителями России, официальные лица ЕС и НАТО старались избегать прямых обвинений в адрес русских.
Если бы оказалось, что за атаками стоят российские власти, то это был бы первый известный случай хакерской войны одного государства против другого.
Отношения между Кремлем и Западом переживают один из худших периодов за много лет. Россия ведет ожесточенные споры не только с Эстонией, но и с Польшей, Литвой, Чехией и Грузией - все это бывшие республики Советского Союза или бывшие участники Варшавского договора. Электронная война еще более усугубляет ситуацию.
'Откровенно говоря, то, что произошло в результате кибератак в Эстонии, неприемлемо и вызывает сильную тревогу', - заявил высокопоставленный представитель ЕС.
Своей обеспокоенностью поделились с партнерами по ЕС и НАТО президент, премьер-министр и министр обороны Эстонии.
'В настоящее время НАТО не определяет хакерские атаки как вид боевых действий. Это означает, что положения Пятой статьи Североатлантического договора, иными словами, принцип коллективной самообороны, не будут автоматически распространены на страну, подвергшуюся нападению, - заявил министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо (Jaak Aaviksoo).
'Сегодня ни один министр обороны государства-члена НАТО не определил бы кибератаку как военную операцию. Однако этот вопрос нужно решить в ближайшем будущем'.
Эстония, страна с населением в 1,4 миллиона, включающим в себя значительное русское меньшинство, - одно из самых компьютеризированных государств Европы и пионер в развитии 'электронного правительства' (e-government). Будучи сильно зависимой от компьютеров, она также крайне уязвима перед хакерскими атаками.
Основными объектами нападений стали сайты:
президента и парламента Эстонии;
почти всех министерств страны;
политических партий;
трех крупных информационных ресурсов;
двух крупнейших банков и фирм, специализирующихся в коммуникациях.
Неясно, насколько велик причиненный ущерб.
Эстонцы, имеющие репутацию специалистов по электронике, быстро привели в действие системы защиты, главным образом, закрыв атакованные сайты для посетителей из-за рубежа так, чтобы сохранить доступ для жителей Эстонии.
Хакерские атаки были явной реакцией на перенос советского военного мемориала, совершенный эстонскими властями 27 апреля.
Этнические русские устроили акции протеста против переноса, в ходе которых было арестовано 1300 человек, ранено около ста, а один человек погиб.
Кризис повлек за собой волну так называемых DDoS-атак (атак 'распределенного отказа в обслуживании'), когда на сайты внезапно обрушиваются десятки тысяч запросов. В связи с перегрузкой сервера посетителям отказывается в доступе. Атаки шли со всего мира, но эстонские чиновники и эксперты по компьютерной безопасности указывают на то, что некоторые хакеры - особенно, на первоначальной стадии атак - были идентифицированы по IP-адресам. Многие из них были российскими, а некоторые принадлежали российским государственным учреждениям.
'Хакерские атаки были совершены из России. Это не подлежит сомнению. Они имеют политическую подоплеку', - заявила Мерит Копли (Merit Kopli), редактор Postimees, одной из двух основных эстонских газет, чьи сайты подверглись атаке и в течение недели были недоступны посетителям из-за рубежа. Сайт газеты не открывался еще вчера вечером.
'Если вы намекаете на то, что за атаками стоит Россия или ее правительство, то это серьезное обвинение, и оно должно быть обосновано. Киберпространство повсюду, - заявил посол России при ЕС Владимир Чижов в интервью Guardian. - Я не поддерживаю подобное поведение, но нужно исследовать, откуда и почему были совершены эти атаки', - добавил он.
Не называя России, представитель НАТО заявил: 'Не буду показывать пальцем. Но это не действия нескольких отдельных лиц. На них лежит отпечаток согласованной акции. Эстонцам не придется справляться с этой проблемой в одиночку. Это действительно серьезный вопрос для всего альянса'.
Между тем, Чижов обвинил в лицемерии ЕС, поддержавший Эстонию - государство-член ЕС и НАТО. 'Здесь пахнет двойными стандартами', - заявил он.
Кроме того, он обвинил Польшу в том, что она взяла ЕС в заложники, не позволяя ему начать переговоры с Россией, и заявил, что Эстония и другие страны Восточной Европы, ранее находившиеся в орбите России, не могут избавиться от 'фантомных болей прошлого, исторических обид на Советский Союз и Российскую Империю XIX века'.
'Такое произошло впервые, - говорит Копли. - Очень важно, что мы пережили подобную атаку. Мы многому научились'.
'Нам повезло, что мы это пережили, - заявил пресс-секретарь министерства обороны Эстонии Микко Маддис (Mikko Maddis). - Были немедленно нанесены ответные киберудары. Были найдены способы нейтрализации нападающих'.
Атаки произошли в три волны: начиная с 27 апреля, когда разгорелись беспорядки в связи с переносом Бронзового солдата (пик пришелся примерно на 3 мая), затем 8 и 9 мая - это самые почитаемые дни в российском календаре, когда страна празднует победу над нацистской Германией - тогда же президент Владимир Путин выступил с очередной враждебной речью в отношении Эстонии и косвенно уподобил администрацию Буша гитлеровскому режиму; и последний раз - на этой неделе.
Эстонские официальные лица утверждают, что один из инициаторов киберкампании, идентифицированный по интернет-псевдониму, связан с российскими спецслужбами. По подозрению в причастности к хакерским атакам в минувшие выходные в Таллине был арестован 19-летний юноша.
Эксперты разделились во мнениях относительно того, можно ли достоверно установить идентичность хакеров.
Когда начался кризис, эксперты из стран-членов НАТО и отдела NCSA ('первой линии обороны альянса в борьбе с кибертерроризмом'), созданного пять лет назад, находились на встрече в Сиэтле (США). Несколько участников встречи немедленно отправились в Таллин.
Еще один представитель НАТО, знакомый с работой экспертов, заявил, что им, совместно с другими организациями и интернет-провайдерами, несложно обнаружить и идентифицировать взломщиков.
Но финский эксперт Микко Хюппенен (Mikko Hyppoenen) заявил в интервью газете Helsingin Sanomat, что доказать причастность российского государства сложно, а, Кремль, если бы захотел, мог нанести более серьезный ущерб.
_________________________________________
Эстония и Россия: кибервойна ("The Economist", Великобритания)
Почему Эстония стала козлом отпущения для России? ("Вести Недели День за Днем", Эстония)