Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) один за другим в среду провели встречи с Владимиром Путиным, пытаясь охладить до предела накалившиеся отношения между Востоком и Западом. Русские пошли навстречу, сделав ряд успокаивающих заявлений, в том числе, согласившись, что тон взаимных упреков надо снизить.
Это приятно слышать после последнего грубого выпада Путина, когда он в завуалированной форме сравнил Соединенные Штаты Америки с фашистской Германией. Но хотя накал риторики снижен, все конфликты остаются.
Не произошло никакого видимого сглаживания разногласий по острым вопросам стратегического характера, включая независимость Косово, санкции против Ирана и новые американские ракеты в Европе. Не было найдено и решений многочисленных экономических споров, всей тяжестью нависших над предстоящим на этой неделе европейско-российским саммитом на реке Волге - от запрета Москвы на польское мясо до жалоб Литвы на ненадежность российских поставок нефти.
Проблема Запада заключается в том, что он зависит от российских энергоресурсов и вынужден вести дела со страной, которая постоянно подвергает своих покупателей политическому давлению и крайне болезненно реагирует на все, что она считает унижением собственного достоинства, особенно если это относится к странам, над которыми Россия когда-то господствовала.
Результатом такой позиции становятся споры о том, как вести себя по отношению к России. Зачастую предлагается лишь два выбора: потворствовать ей или идти с ней на конфронтацию. Вместо этого западные лидеры должны работать с Россией так, чтобы иметь четкую грань между вопросами, где сотрудничество важно и выгодно для обеих сторон (Иран, Косово, терроризм), и теми раздражителями, которые лучше урегулировать методами тихой дипломатии.
Для Европейского Союза задача отчасти заключается в том, чтобы убедить бывших советских сателлитов, таких как Польша, что их оправданная нелюбовь к России не может стать основанием для постоянных запретов на связи с Москвой. А Вашингтон должен научиться вести себя как партнер в тех областях, где у Москвы реально имеются интересы и рычаги воздействия. Для России же самая большая проблема и задача состоит в том, чтобы покончить с изнуряющими ее обидами, и с чувством ответственности начать взаимодействовать с тем миром, куда она так стремится попасть.
_____________________________________
От русских вновь не приходится ждать ничего хорошего ("The Washington Times", США)
Россия не ограничится нынешними вето ("The Financial Times", Великобритания)