В среду Россия открыла новый фронт все расширяющегося политического конфликта с Западом, подав иск на 22,5 миллиарда долларов против американского банка, обвиняя его в соучастии в схемах ухода от налогов.
Иск, поданный против Bank of New York российской Федеральной таможенной службой (ФТС), относится к делу об отмывании денег более чем десятилетней давности, которое, казалось бы, уже давно разрешилось.
Все это произошло буквально накануне российско-европейского саммита, который сам по себе омрачен жестокими спорами между Москвой и Брюсселем по самым разным вопросам - от энергетической безопасности до обвинений в адрес Кремля в организации электронных атак на интернет-сайты официальных органов Эстонии.
Саммит открывается в пятницу после безуспешных попыток госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) успокоить Россию относительно намерений Америки, планирующей размещение баз противоракетной обороны в Восточной Европе.
И российские, и американские, и европейские дипломаты отрицают, что нынешнее охлаждение в отношениях - это начало новой 'холодной войны', но многие признают, что отношения между Россией и Западом стоят сегодня на самой нижней точке с 1991 года, когда распался Советский Союз.
Заместитель руководителя отдела внешних связей ФТС Владимир Зубков заявил, что существо иска против BoNY, поданного в московский арбитражный суд, заключается в том, что Россия обвиняет этот американский банк в обеспечении нелегальных схем вывода денег из России.
В Америке расследование участия BoNY в этом скандале завершилось в 2005 году. Банк признал факт совершения преступлений своими сотрудниками и согласился выплатить в казну 14 миллионов долларов компенсации. Двое эмигрантов из России, один из которых занимал в BoNY пост вице-президента, признали, что отмыли через банк не менее 7 миллиардов долларов, используя его счета для перевода средств из Москвы контрагентам по всему миру. Приговоры по делу были оглашены в прошлом году.
После объявления об иске курс акций BoNY упал на 5 процентов, однако после того, как банк выпустил ответное заявление, в котором назвал претензии к нему 'абсолютно необоснованными, если не сказать более - беспочвенными', быстро восстановил утерянные позиции. Как сообщается в заявлении банка, недавно к его руководству 'обращались некие юристы, заявлявшие, что действуют от имени указанного государственного учреждения, и утверждавшие о своей возможности добиться разрешения дела за вознаграждение в размере небольшой части от ныне требуемой суммы'.
По словам одного юриста, работающего на Уолл-стрит, даже если в российском суде BoNY проиграет, его решение вряд ли будет применяться в других странах, а объем бизнеса в России, который в принципе могут конфисковать, у банка совсем невелик.
Политологи же считают, что Кремль не случайно именно сейчас решился на пересмотр дела, бросившего одинаковую тень как на Россию, так и на США - возможно, это первые шаги в расследовании коррупции, имевшей место во времена правления бывшего президента России Бориса Ельцина, умершего в апреле. Когда скандал разгорелся еще в первый раз, ходили упорные слухи, что на сделках с BoNY погрело руки немало российских чиновников и бизнесменов.
- Во времена Ельцина Москва делала все возможное для того, чтобы замолчать этот скандал. Судя по всему, таможня вновь открыла это дело не случайно, и здесь есть связь с кончиной Ельцина. Теперь Путин уже не чувствует за собой никаких обязательств по защите правящей семьи, - полагает политолог Андрей Пионтковский.
__________________________________
Грубость, реализм и Россия ("The New York Times", США)
Подарок Кремлю ("The Wall Street Journal", США)