Несмотря на всеобщую уверенность в том, что ничего существенного достигнуто не будет, Германия, председательствующая в Европейском Союзе, упорно продвигала планы саммита Россия-ЕС. Канцлер Ангела Меркель, встречающаяся сегодня с президентом России Владимиром Путиным, приводит знакомый аргумент: возможно, Москва ведет себя неправильно, и некоторые из ее действий вызывают сомнение, но альтернативы вовлечению России в диалог не существует. Поэтому даже бессодержательный саммит лучше отсутствия переговоров и возможной конфронтации.
Но этот аргумент является результатом заблуждения. Перед Европой не стоит угроза новой 'холодной войны'. Однако ей угрожает российская политика, стремящаяся подорвать основы стабильности в Центральной Европе. Пока в ЕС не будет выработано консенсуса относительно того, как реагировать на этот вызов, проведение саммитов с Путиным будет лишь усугублять нынешнюю тревожную ситуацию в области безопасности.
То, что европейцы справедливо считают одним из своих крупнейших достижений - успешную интеграцию бывших коммунистических стран, лежащих в сердце Европы - Москва сегодня воспринимает как бедствие.
Путин, публично заявивший, что распад советской империи 'был величайшей геополитической катастрофой' ХХ века, знает, что у него нет ни малейшего шанса восстановить контроль над бывшими колониями Москвы. Тем не менее, вся его политика направлена на то, чтобы новые страны-члены ЕС оставались маргинальными игроками, а вопросы безопасности континента по-прежнему решались у них за спиной и часто за их счет.
Теоретически опасения Москвы относительно государств Центральной Европы можно понять. Ни одно из них не отличается особой силой или влиянием. Но всех их объединяет чувство глубокой неприязни к бывшему хозяину-колонизатору и со временем они могут превратиться в еще один антироссийский блок, неотличимый от военного альянса НАТО, остающегося для России главным жупелом.
Для России лучшим способом избежать этой опасности был бы дружественный диалог с бывшими сателлитами. Если бы президент России сделал простой жест - например, в знак покаяния встал бы на колени перед мемориалом в катынском лесу (где Советы расправились с десятками тысяч поляков) - то это могло бы стереть десятилетия вражды. Но даже без этого деловые дипломатические отношения могли бы дать немало. Однако Россия, где по-прежнему звучит сталинский гимн и реет имперский флаг, где выставляют на всеобщее обозрение заспиртованный труп Ленина и канонизируют последнего царя, не видит потребности в подобном примирении.
Вместо уважения Россия продолжает испытывать презрение к странам Центральной Европы. Какое-то время Москва мечтала об установлении тесных связей с ведущими странами Запада, чтобы лишить Центральную Европу значения. Когда эта стратегия ничего не дала, Кремль перешел к прямым мерам воздействия. Сегодня он ведет торговую войну с Польшей, нефтяную войну с Литвой и дипломатическое наступление на Эстонию. Отвергая страны Центральной Европы как экономических 'паразитов' (так однажды выразился Путин), Россия желает построить новые нефте- и газопроводы, чтобы обойти их стороной и, тем самым, сделать регион еще более уязвимым перед экономическим шантажом. Как недавно отметил Сергей Караганов, российский эксперт по безопасности, близкий к Кремлю, страны Центральной Европы можно 'проигнорировать вообще. Они не являются независимыми'.
Между тем, действия некоторых европейских лидеров лишь убеждали Москву в собственной правоте. Однажды бывший президент Франции Жак Ширак заявил, что центральноевропейцам лучше 'помалкивать', когда обсуждаются вопросы 'большой политики'. Канцлер Германии Герхард Шредер вложил деньги своей страны в новые проекты российских трубопроводов, а теперь работает на газовую промышленность России, находящуюся под контролем государства.
Трудно избавиться и от других старых привычек. Брюссельские бюрократы с их извечным скептицизмом в отношении американцев и постоянным оптимизмом в отношении России, считали центральноевропейцев досадным недоразумением. Европейская комиссия даже бы не задумалась о начале переговоров по новому договору ЕС-Россия, если бы Россия ввела торговое эмбарго против одной из западных стран. Но именно это попыталась сделать Комиссия, невзирая на сохраняющийся запрет импорта польского мяса в Россию. В течение нескольких месяцев ЕС ничего не говорил о блокаде нефтепровода, ведущего в Литву. Когда против Эстонии была развязана кампания запугивания после переноса российского военного мемориала, ЕС пришлось упрашивать проявить солидарность с одним из его государств-членов. На каждом этапе Евросоюз давал понять, что ради сохранения хороших связей с Москвой он готов пожертвовать интересами своих новых членов.
Если бы эта политика сработала, сделав Россию более уступчивой, то можно было бы продолжать ее отстаивать, несмотря на всю ее непривлекательность. Но все указывает на то, что стратегия Европы лишь пробудила худшие имперские инстинкты России. Путин ввел мораторий на выполнение важного договора об ограничении вооруженных сил в Европе, тем самым, создав вероятность того, что российские войска будут вновь сконцентрированы у центра континента. Один из его военачальников пригрозил нацелить ракеты на государства Центральной Европы. Между тем, с компьютерных серверов, связанных с Кремлем, систематически идут хакерские атаки против Эстонии. Для такой страны как Эстония, сильно зависящей от электронной торговли, это представляет собой серьезную угрозу безопасности. Однако в проекте документа, который Меркель взяла с собой на сегодняшний саммит с Путиным, по-прежнему мечтательно говорится о 'взаимозависимости' ЕС и России и 'повышении доверия' - так, как будто ничего не случилось.
Пора откровенно признаться в банкротстве этого подхода. Проводя слабую, сбивчивую политику, зачастую сводящуюся к умиротворению России, ЕС потерпел поражение на обоих фронтах: Россия все охотнее создает новые препятствия, а Центральная Европа бьет тревогу.
Прямой разговор с Путиным откладывать больше нельзя. Встречаясь с ним сегодня, Меркель должна ясно дать понять, что попытки России запугать и расколоть центральноевропейцев не имеют шанса на успех, а, если они продолжатся, то Москве придется заплатить за свое поведение. Проще всего это сделать, заявив, что Москве не стоит рассчитывать на новые саммиты и договоры до тех пор, пока не будут решены существующие конфликты.
Кроме того, следует убедить центральноевропейцев не толкать Москву на конфронтацию. Однако достичь этого будет невозможно до тех пор, пока новые страны-члены ЕС не убедятся, что в первую очередь будут учитываться их интересы. Вызов, стоящий перед нами, заключается не в том, чтобы предотвратить 'холодную войну', а в том, чтобы не позволить России превратить сам Европейский Союз в реликт 'холодной войны'.
Автор - директор отдела международных исследований в области безопасности Королевского института объединенных служб.
____________________________________
Россия-ЕС: Кризис? Какой такой кризис? ("The Guardian", Великобритания)
Европа должна найти ответ на ужесточившуюся позицию России ("The International Herald Tribune", США)