Вчера лидеры Европейского Союза завершили саммит с Россией, полный сарказма и взаимных упреков, обещанием быть вместе с Польшей и не оставить ее перед лицом Кремля, оказывающего на Варшаву давление.
Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) предупредил Москву, что если она хочет действительно близкого сотрудничества с ЕС, то для нее 'очень важно' понять, что Союз 'строится на принципах солидарности'. Трудности одного члена Союза в равной степени ложатся на плечи всех остальных.
'Проблема Польши - это проблема Европы, - заявил он. - Проблемы Литвы и Эстонии - это также и проблемы ЕС'.
Как ни старались канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин подчеркнуть бурный рост торговли между ЕС и Россией, скрыть все расширяющиеся трещины в отношениях им не удалось. По итогам саммита не было подписано даже совместное заявление.
Встреча была омрачена конфликтами Москвы с Польшей по поводу запрета на ввоз польского мяса, с Эстонией по поводу переноса советского военного памятника, а также критикой лидеров ЕС в адрес Кремля за наступление на демократические права в России.
Даже когда Путин высказался в таком духе, что после расширения ЕС с ним стало значительно сложнее договариваться - в частности, Путин обвинил Польшу в том, что она, руководствуясь соображениями 'экономического эгоизма', заблокировала переговоры между Россией и всем ЕС, - Меркель присоединилась к Баррозу и вместе с ним встала на защиту новых членов Союза.
Далее Путин потребовал от ЕС осудить Эстонию за вспышки насилия, начавшиеся после переноса советского военного памятника. Он обвинил власти Эстонии в том, что во время демонстрации они 'умышленно' не оказывали помощь российскому гражданину, в результате чего он умер, и потребовал привлечь 'преступников' к ответственности.
'Это не был несчастный случай', - сказал Путин.
Временами российский лидер просто выходил из себя.
'Мы постоянно слышим о необходимости солидарности. А есть ли какие-то границы у этой солидарности? Есть ведь какие-то вопросы, которые должны внутри все-таки решаться?' - спросил он, отвечая на вопрос об актах насилия в Эстонии.
Также саммит был омрачен задержанием экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова и других лидеров оппозиции в московском аэропорту. Они летели в Самару, где должны были возглавить антикремлевский марш.
Меркель выразила свое беспокойство в связи с задержанием Каспарова: 'Если демонстранты начинают сами применять насилие и бить стекла, правоохранительные органы имеют право применять силу и задерживать людей. Но если кто-то еще ничего не сделал, а лишь находится на пути на демонстрацию - это совершенно другое дело'.
Путин тоже не остался в долгу. Он заявил, что недавно германская полиция также применяла против демонстрантов в Гамбурге 'превентивные' действия.
'Такие действия не всегда оправданны, - заявил он. - Мы должны еще поработать над нашими правоохранительными системами'.
По словам одного высокопоставленного лица из российской Думы, даже если на подготовку нового долгосрочного соглашения между ЕС и Россией уйдет год или два, ничего страшного не будет. Однако он сказал, что Брюссель, раз он пытается учить Россию демократии, должен и своих новых членов 'научить, как себя вести'.
________________________________
Европейская политика умиротворения делает Россию еще более агрессивной ("The Financial Times", Великобритания)
Подарок Кремлю ("The Wall Street Journal", США)