После вступления в должность Николя Саркози, новое французское правительство в скором времени обнаружит, что, помимо проблемы франко-германских отношений, которые, несомненно, стали улучшаться, на горизонте появился еще один европейский кризис, который с течением времени может принять плохой оборот. Речь всего-навсего идет об американских планах, получивших одобрение правительств Чехии и Польши, по размещению на территории этих новых восточноевропейских членов НАТО - всего в нескольких километрах от бывшей советской границы - современных систем обнаружения ракет в воздухе. Здесь мы сталкиваемся с настоящей дилеммой, чтобы найти правильное решение которой, необходимо ее рассмотреть в свете новых концепций и современных позиций действующих лиц.
Действительно, в американском проекте ПРО нет ничего карикатурного. Программа 'звездные войны', часть высокотехнологичной фантазии, достойной широкомасштабного голливудского блокбастера, со временем стала более четкой и разумной: теперь речь уже не идет о создании некоего подобия неуязвимого противоракетного 'зонтика', который защитит обширные территории от любого вида ядерной угрозы. Нынешние американские стратегические планы отличаются большей скромностью, они направлены на создание системы, способной сбивать в воздухе ракеты устаревшего образца с помощью комплекса противоракетных средств наземного базирования и мощного оборудования для слежения и произведения расчетов. Использование суперкомпьютеров типа 'Cray' теперь позволяет виртуально в режиме реального времени рассчитать траекторию ракеты сразу после ее запуска, и таким образом получить реальную возможность перехватить ее на полпути. До этого еще дело не дошло, но отныне эти новые технологии делают устаревшими любое ядерное баллистическое вооружение, которое ряд потенциальных противников - Иран, Пакистан, а в будущем, может быть, и Саудовская Аравия (Северная Корея на настоящем этапе вышла из игры) - в состоянии приобрести.
Правда, если эти системы ПРО, чтобы иметь возможность перехватывать вражеское оружие в середине траектории полета, действительно должны находиться на значительном расстоянии от точки запуска, то, в случае иранских ударов по Европе, совсем не обязательно размещать их именно в Польше или Чехии. В действительности, существует еще один столь же надежный вариант прогрессивного развертывания противоракетного щита: разместить системы ПРО в России и на Украине.
Да-да, дорогой читатель, это не ошибка! Если вернуться в прошлое к зарождению концепции 'звездных войн', вспоминается сюрреалистический разговор между Рейганом и Горбачевым, имевший место во время саммита в Рейкьявике в сентябре 1986 года, который должен был привести к объявлению великого перемирия в 'холодной войне'. Горбачев предложил Рейгану полностью уничтожить все советские и американские наступательные вооружения средней дальности и поинтересовался у американского президента, зачем в этом случае будут нужны системы ПРО: бывший голливудский актер тогда сослался на возможность нападения инопланетян.
Если не придерживаться параноидальной теории, согласно которой Рейган и Горбачев были давно осведомлены об угрозе со стороны 'летающих тарелок', эту реплику можно объяснить тем, что, с одной стороны, американский президент пришел в замешательство перед проявлением доброй воли со стороны Советского Союза, а, с другой, не хотел отказываться от проведения научно-исследовательской работы в экспериментальной области. Именно тогда Рейган внезапно предложил Горбачеву принять участие в реализации проекта. Учитывая контекст той эпохи, становится вполне понятным ответ Горбачева, что если он примет подобное предложение, его в Москве сочтут за клинического сумасшедшего.
Этот разговор состоялся двадцать с лишним лет назад, с тех пор обе стороны стали с большей рассудительностью относиться к данному вопросу. Российская сторона прекрасно понимает, что никакая система космической обороны не сможет всерьез угрожать силе разубеждения ядерного арсенала Москвы. Американская сторона значительно снизила амбициозность задач проекта - теперь речь идет только о создании дополнительных трудностей иранскому режиму. К сожалению, факт размещение систем ПРО в Польши и Чехии вызывает крайне отрицательную реакцию русских, поскольку являющееся неотъемлемой составной частью систем ПРО электронное оборудование также позволит получать сведения о российских вооружениях, ядерных и обычных, расположенных в радиусе 1500 километров. Поэтому предложение Рейгана является единственным способом решить данную дилемму. Оно так же перекликается с рядом инициатив, выдвинутых Кондолизой Райс в 2001 году, которые в скором времени сковал лед 'холодной войны' Дональда Рамсфельда.
Данное сотрудничество подразумевает, что России придется делать технологические 'подарки', и это, безусловно, серьезный вопрос. Но если Россия станет полноценным участником борьбы с распространением ядерного вооружения, и, неявно, способствовать переменам в иранском правительстве, игра будет стоить свеч. Мы мечтаем о том дне, когда Франция возьмет на себя роль эффективного посредника между Вашингтоном и Москвой.