Saturday, May 19, 2007; Page A16
Последние три недели Эстония, маленькая европейская страна, входящая в НАТО и Евросоюз, подвергается атакам со стороны соседней России. Речь идет о 'наступлении' нового типа - кибервойне. Компьютеры, обслуживающие эстонские министерства, банки, школы и СМИ, подверглись актам вандализма через интернет. Было установлено, что некоторые из этих атак велись с серверов российских государственных организаций, в том числе Администрации президента. Для страны, где большинство коммерческих операций осуществляется в электронном виде, такие действия представляют серьезную угрозу; эстонское Министерство обороны даже запросило помощи у недавно созданного натовского подразделения по ведению кибервойны, и такая помощь была ему оказана.
Российский президент Владимир Путин рассчитывал, что новые партнеры Эстонии по НАТО и ЕС проигнорируют этот вопиющий - пусть и нетрадиционный - акт агрессии против мирного государства. Один из главных элементов все более воинственной внешней политики России связан с попытками вбить клин между правительствами стран Западной Европы, например Франции и Германии, и участниками западного альянса, ранее входившими в состав СССР или Организации Варшавского договора. Помимо кибервойны против Эстонии - формальным поводом для нее стал перенос памятника советскому солдату - Россия запретила импорт мяса из Польши и прервала поставки сырья на литовский нефтеперерабатывающий завод.
Г-н Путин явно надеялся, что Германия и Франция не только не придут на помощь союзникам, но и обвинят их в том, что те провоцируют ссору с Россией. Однако на вчерашнем саммите 'Россия-ЕС' в российском городе Самаре лидеры Союза дали отпор российскому шантажу. На совместной пресс-конференции с г-ном Путиным председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) прямо заявил: 'У нас была возможность заявить нашим российским партнерам, что трудности одного из членов Европейского союза - это трудности всего союза. : И проблема Польши - это общеевропейская проблема. Литовская или эстонская проблема - это проблема для всей Европы'.
После этого германский канцлер Ангела Меркель резко упрекнула Путина за препоны, чинившиеся российской демократической оппозиции, планировавшей провести демонстрацию в Самаре. 'Надеюсь, им будет дана возможность высказать свою точку зрения', - заметила она, имея в виду диссидентов во главе с бывшим чемпионом мира по шахматам Гари Каспаровым.
В общем, было отрадно наблюдать, что лидеры ЕС проявили принципиальность - и это, возможно, облегчит положение Эстонии, Польши и Литвы. Их позиция также резко контрастировала с высказываниями госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в ходе визита в Москву на этой неделе; она, похоже, стремилась приглушить реакцию США на недавние провокации со стороны г-на Путина - в том числе публичное сравнение Соединенных Штатов с нацистской Германией.
На пресс-конференции в Москве г-жа Райс заявила: главная задача администрации - сосредоточиться на 'весьма существенном сотрудничестве, которое у нас имеется по ряду вопросов' и 'снизить накал риторики'. По словам г-жи Райс, она обсуждала с г-ном Путиным проблемы внутренней политики Москвы, и обтекаемо упомянула о 'шрамах', оставленных на теле России распадом СССР. Однако, добавила госсекретарь, 'мне бы не хотелось, чтобы довольно масштабное сотрудничество, которое у нас имеется по ряду вопросов, было утрачено'. Звучит, пожалуй, разумно - но для российских диссидентов или страны НАТО, подвергшейся кибератакам, этих слова вряд ли послужат утешением.
_______________________________________
С Путиным пора поговорить откровенно ("The Financial Times", Великобритания)
Отношения России и Европы: хватит изводить друг друга ("The International Herald Tribune", США)