Сегодня вечером, когда вице-премьер Китая Ву И (Wu Yi) после целого дня тяжелой дипломатической работы вернется в свой номер в вашингтонском отеле, ей надо посоветовать включить CNN - там будет Лу Доббс (Lou Dobbs), главный ведущий деловых программ на канале. Он, конечно, не сильно выбивается из общего телевизионного стиля - этакая смесь гламурности с напыщенностью - но все же посмотреть его стоит. Ибо он подает свою роль на телевидении как яростный рупор одноэтажной Америки, и несется из этого рупора крайнее недовольство торговыми отношениями США со страной, которую он называет не иначе, как 'коммунистический Китай'.
Так что госпожа Ву во всех красках увидит, насколько популярно в Америке спускать собак на Китай. Самое серьезное обвинение против Народной Республики состоит в том, что она нарочно ослабляет курс своей валюты, чтобы китайским экспортерам легче было продавать свои товары за рубежом. В результате, как утверждают американцы, их производители, а вместе в ними и рабочие, просто не могут удержаться на плаву.
Главная улика обвинения - торговый профицит Китая. С марта прошлого года по март нынешнего Китай продал США различных товаров на сумму, которая на 242 миллиарда долларов больше, чем стоимость всего купленного китайцами в Америке. Неудивительно, что в преддверии переговоров с министром финансов США Хэнком Полсоном (Hank Paulson), намеченных на эту неделю, Пекин объявил о том, что собирается заключить контрактов с американскими фирмами на 4,3 миллиарда, а также на чуть-чуть отпустил юань. Но на Вашингтон ни то, ни другое, судя по всему, не произведет никакого впечатления. Тема юаня останется особенно острой: по некоторым оценкам, сегодня он по отношению к доллару недооценен на целых 40 процентов.
У Пекина, конечно, есть и контраргументы. В Китае больше бедняков, чем в Америке жителей, и по покупательной способности Китаю с Америкой не сравниться. Кроме того, Америка начала выстраивать против Китая такую же оборону, как в свое время против Японии. Тогда у Америки тоже был свой Лу Доббс - фильм 'Восходящее солнце' (Rising Sun), в котором подлые японские бизнесмены убийствами и обманом пробираются на самый верх всей американской промышленности. Только нынешняя политическая элита, в отличие от той, уже не так сильно верит в преимущества свободной торговли. Если в 1993 году, когда 'Восходящее солнце' вышло в прокат, Конгресс подавляющим большинством голосов одобрил договор НАФТА, в соответствии с которым в США, Канаде и Мексике создавалась зона свободной торговли, то сегодня на место этого договора пришел КАФТА - соглашение между Вашингтоном и странами Центральной Америки, - но провели его большинством всего в один голос.
Если Билл Клинтон был безоговорочным сторонником свободы торговли, то нынешних демократов больше беспокоит, как она отразится на количестве рабочих мест. Вчера Тони Блэр вроде бы пообещал поднять переговоры в формате Всемирной торговой организации из руин, в которые они превратились вскоре после начала Дохийского раунда 2001 года, но сейчас на левоцентристской платформе, кроме него, уже практически никого не осталось.
То же самое происходит и в среде американской интеллигенции. Экономист Пол Крагмэн (Paul Krugman), который для свободы торговли все равно что Ник Хорнби - для нашего футбола, недавно, выступая на Лондонской фондовой бирже, заявил, что по этому поводу его начали терзать сомнения. Почему? Потому что 'Китай большой. Действительно большой'. Здесь, может быть, есть немалая доля иронии, но что верно, то верно: свободная торговля с островом-государством типа Сингапура - это одно, а такие же отношения с огромным драконом - уже совсем другое.
* * *
* Ник Хорнби - британский писатель, автор автобиографической книги, посвященной лондонскому футбольному клубу 'Арсенал' (Вернуться к тексту статьи)
___________________________________
Китай должен отойти от экономического национализма ("The Financial Times", Великобритания)