Принятое казахским парламентом на прошлой неделе решение, которое позволит президенту Нурсултану Назарбаеву выдвинуть свою кандидатуру на четвертый срок, вызвало удивление в Вашингтоне. Эта поправка стала частью масштабной и в основном позитивной конституционной реформы.
Казахстан за последние пару лет стал ключевым партнером Соединенных Штатов в Евразии. Потенциально он является крупнейшим экспортером нефти на мировой рынок, имея возможность со временем опередить Кувейт и Иран. Несмотря на некоторое недоумение и удивление, Вашингтон будет и впредь тесно сотрудничать с Назарбаевым независимо от того, кто возглавит следующую администрацию.
Для нефтяных компаний зона Каспия является одним из трех приоритетных направлений после Персидского залива и России. На карту поставлены слишком крупные американские интересы, такие как поддержание независимости Центральной Азии от российского, китайского или радикального исламского господства.
По сути дела, принятая поправка увеличивает шансы Назарбаева остаться на президентском посту и после истечения его третьего срока в 2012 году, если он того захочет. Поскольку срок нахождения у власти сокращен с семи до пяти лет, он сможет оставаться президентом еще 10 лет, вплоть до 2017 года, если позволит здоровье. Тогда ему будет 77.
Последние пару лет президент Назарбаев является самым любимым для Америки лидером в Евразии. Он призывает Иран отказаться от своей программы создания ядерного оружия, а также обеспечивает стабильные поставки энергоресурсов на мировые рынки.
Вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) во время своего визита в Казахстан в прошлом году назвал эту страну 'ключевым стратегическим партнером Соединенных Штатов'. Однако представители правозащитных организаций продолжают критиковать Казахстан за то, что он не отвечает евроатлантическим критериям демократии. Нет сомнений в том, что они выступят против заявки страны на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году.
Тем не менее, международное деловое и политическое сообщество будет пусть с осторожностью, но принимать осуществляемые изменения как гарантию справедливых отношений, главенства закона и либерального инвестиционного режима. Это подтверждает новый статус Казахстана как государства.
Реформы в столице Астане укрепляют политическую стабильность, в то же время способствуя развитию политических институтов, таких как парламент и партии. Новый закон включает в себя переход от президентской к президентско-парламентской республике, поскольку значительно усиливает роль законодательной власти. Пакет политических реформ впервые предусматривает утверждение премьер-министра страны (и кабинета министров) парламентским большинством. Также возрастает роль судов.
Конституционные изменения также поднимут значение Ассамблеи народов Казахстана - этого уникального инструмента по сохранению религиозного и этнического мира и толерантности в многонациональном и многоконфессиональном обществе страны.
Предлагаемые изменения являются новым этапом постепенных и последовательных политических реформ, проводимых под руководством Назарбаева. Развитие демократии - это не точная наука. Казахстанский путь может стать лучшим способом действий, чем недавние авантюры с бессмысленными выборами под маской демократических преобразований, которые привели к неожиданным последствиям, таким как усиление 'Братьев-мусульман' в Египте или приход к власти в Палестинской автономии в 2006 году организации ХАМАС. При развитии демократии сначала создаются институты, а уж потом проводятся выборы.
Однако создание возможностей для пожизненного пребывания у власти ведет в некую западню, о которой такой опытный политик как Назарбаев должен знать. Безусловно, его противники будут следить за ним очень пристально. Если Назарбаев решит остаться на посту и после 2012 года, то у него возникнет несколько вариантов на перспективу. Президент может стать казахским Ли Куань Ю (Lee Kwan Yu), 'изобретателем' и отцом Сингапура, которым он восхищается, или Ден Сяопином (Deng Xiao-ping), величайшим китайским императором за последние 400 лет, обеспечившим плавную передачу власти и собственного наследия. Но он также может встать на путь трагического падения индонезийского лидера Сухарто (Sukharto) или зимбабвийского президента Роберта Мугабе (Robert Mugabe).
Будущее Казахстана, демонстрирующего беспрецедентное экономическое развитие, выглядит безоблачным. За последние шесть лет валовой внутренний продукт страны увеличился на 75 процентов, а среднегодовые темпы экономического развития стабильно составляют примерно 10 процентов. Банкиры и бизнесмены Казахстана сегодня инвестируют средства в соседние страны, а его экономические реформы и банковская система превзошли российские. Казахстан обучает 3000 самых талантливых и умных представителей своей молодежи в лучших учебных заведениях по всему миру. Эти юные профессионалы затем вернутся на родину, где быстро займут руководящие посты в правительстве и промышленности. Их лозунг - 'сначала экономика, потом политика'.
Казахстан это азиатская страна с бывшим кочевым, номинально исламским (а также русским православным) населением, но со светским обществом. Казахстан впервые возник как государство лишь 15 лет назад, а до 1992 года там не существовало традиций организованной демократии. И тем не менее, его развитие и процесс модернизации впечатляют.
Нынешний период спокойствия, экономического процветания и роста позволит Казахстану развивать политические институты и даст возможность потенциальным преемникам президента наращивать свою избирательную базу поддержки. Тем не менее, западные политики и бизнесмены надеются, что когда наступит пора передачи власти, она пройдет организованно, в соответствии с установленными правилами и на базе существующих институтов. Представителям оппозиции Казахстана, являющимся неотъемлемой частью нынешней политической системы, также необходимо дать шанс на участие в гонке. Ключевым приоритетом должно стать развитие норм права и борьба с коррупцией.
Процесс модернизации и развития страны - это настоящий вызов для Казахстана и его экзамен на зрелость. Это то самое мерило, по которому будут измерять нынешние политические реформы, а также жизнь и время президента Назарбаева.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation. Недавно он побывал в Казахстане.
______________________________________
Запад испытывает нездоровый интерес к энергетическим ресурсам Казахстана ("El Pais", Испания)
Казахстан - ключ к "южному коридору" ("The Wall Street Journal", США)