Какая удача, что вчера газеты могли все свои первые страницы занять сообщениями о том, как 'ссора из-за убийства шпиона отравляет отношения с Россией', спрятав внутрь правительственный доклад по вопросам энергетики.
Страхи по поводу будущей зависимости от газовых поставок из стран, которыми руководят такие люди как Путин, оказались достаточно сильны, чтобы большая часть людей, за исключением, пожалуй, лишь самых пламенных защитников окружающей среды, перешла в лагерь сторонников ядерной энергетики. В условиях, когда нефть и газ в Северном море быстро заканчиваются, вопрос обеспечения стабильных поставок занял более важное место, чем проблема глобального потепления, став задающим элементом политики правительства.
Одно дело, когда будущий электорат Гордона Брауна (Gordon Brown) прощает ему то, что Великобритания превышает свои нормы вредных выбросов в атмосферу. Совсем другое, когда потенциальному премьеру придется руководить страной с выключенным светом - и все потому, что Россия вдруг решит вставить затычку в трубу, по которой ее газ поставляется на наши электростанции.
Но в реальном мире все не так просто. Газ из России будет составлять максимум 20 процентов от общего объема потребления в Великобритании. Основная его часть по-прежнему будет поступать из стран-англофилов, таких как Норвегия, или прибывать из Катара на танкерах в сжиженном виде.
У Британии есть и другие варианты действий, в рамках которых нужно будет комбинированно использовать ветровую энергию, энергию волн и технологии чистого сжигания угля, чтобы в наших сетях сохранялось напряжение. Но в то же время, Великобритания фактически даже не приступала к реализации мер по энергосбережению.
Существует общее опасение в том, что эти альтернативы вытеснит стремление перейти к ядерной энергетике, и что все усилия и деньги будут направлены на создание масштабной и централизованной системы атомных электростанций. А в результате всех нас начнет терзать страх перед угрозой терактов и озабоченность стоимостью затрат.
Атомная энергетика не должна вытеснять прочие альтернативы. Но и шумные дебаты по этому поводу не должны затмевать собой те правильные слова, которые сказал вчера Алистер Дарлинг (Alistair Darling) [министр торговли и промышленности Великобритании - прим. перев.], заявивший, что из каких бы источников мы ни получали электроэнергию, нам надо меньше ее расходовать.
Правительство очень много говорит об энергосбережении, и ему придется когда-нибудь показать практические результаты таких разговоров. Экономить энергию придется и всем нам: нужно будет ставить теплоизоляцию на своих чердаках, использовать 'умные' счетчики, показывающие, как и когда мы потребляем электричество, а также отключать свои телевизоры и видеомагнитофоны. Вряд ли эти меры потрясут своей новизной мир, но спасти его они помогут. Лишь последняя из вышеперечисленных мер может дать 7% экономии электроэнергии, используемой дома. Это эквивалентно объему выработки двух газовых электростанций мощностью 600 мегаватт или 1500 ветряных турбин.
Об этом стоит задуматься.