Когда на этой неделе британская прокуратура заявила, что готова предъявить обвинение в связи с гибелью Александра Литвиненко, - бывшего полковника российской разведки [так в тексте. Литвиненко никогда не служил во внешней разведке - прим. перев.] и критика Кремля, получившего британское гражданство - реакция Москвы, как и ожидалась, была обструкционистской. Российские власти, ссылаясь на положения Конституции, отказались выдать подозреваемого, Андрея Лугового - еще одного бывшего агента российской разведки, встречавшегося с г-ном Литвиненко в Лондоне в тот самый день, когда он был отравлен радиоактивным полонием-210.
Несколько единомышленников г-на Литвиненко напрямую возлагают вину за его убийство на Владимира Путина; такого же мнения, как сообщается, придерживался и сам покойный разведчик. Эта группа включает и опального олигарха Бориса Березовского - миллиардера, публично заявлявшего о стремлении отстранить от власти путинское правительство. Г-н Березовский заявил даже, что обвинения против Лугового по сути эквивалентны обвинениям против Путина.
После смерти г-на Литвиненко, наступившей почти полгода тому назад, Дмитрий Саймс (Dimitri Simes), основатель и президент Никсоновского центра (Nixon Center), выдвинул весьма убедительный аргумент: те, кто обвиняет г-на Путина в столь наглом убийстве, по сути утверждают, что 'лидер крупной ядерной державы опасным образом лишен элементарного здравого смысла и инстинкта самосохранения'. Впрочем, высокий интеллект самого г-на Путина не исключает возможности - и даже вероятности - того, что какие-то российские государственные чиновники все же замешаны в этом убийстве.
Главной уликой, позволяющий предположить участие в 'деле Литвиненко' российских государственных структур, является само использование полония-210 - редкого изотопа, который производится (официально, по крайней мере), почти исключительно в России, причем в очень небольших количествах, и под надзором властей.
Британская сторона должна и дальше добиваться торжества правосудия в этом деле. Сам г-н Луговой утверждает, что обвинения против него носят политический характер - и обещает в ближайшее время выступить с 'сенсационными' заявлениями. Выдвигая свои обоснованные обвинения, британская юстиция показывает, что политическая подоплека этого дела ее не останавливает. Поскольку российские чиновники вряд ли изменят свою позицию в отношении выдачи г-на Лугового, в Британии его можно будет судить заочно. Есть и другой путь - британские власти могут настоять на проведении тщательного и серьезного расследования и судебного процесса в самой России. Однако, насколько можно судить по массе нераскрытых дел об убийствах журналистов и критиков Кремля, - от Пола Хлебникова до Анны Политковской - правосудия в России можно добиться не всегда.
_______________________________________
Россия перед судом ("The Wall Street Journal", США)
Запад в образе врага ("Focus", Германия)