Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа не должна уступать России по косовскому вопросу

Ситуация с Косово вызывает определенную неловкость не только на Балканах, но и за их пределами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Слушая внешнеполитических реалистов, воспевающих доблесть бездействия, я думаю о Балканах. Когда в 1991 г. начала распадаться Югославия, министр иностранных дел одной европейской страны заявил в порыве чувств, что это войдет в историю как 'час Европы'. В результате, когда в регионе началась резня, Европа не шевельнула и пальцем. История запечатлела лишь вечный позор

Слушая внешнеполитических реалистов, воспевающих доблесть бездействия, я думаю о Балканах. Когда в 1991 г. начала распадаться Югославия, министр иностранных дел одной европейской страны заявил в порыве чувств, что это войдет в историю как 'час Европы'. В результате, когда в регионе началась резня, Европа не шевельнула и пальцем. История запечатлела лишь вечный позор.

Потребовалось вмешательство США - да, вновь этих навязчивых американских империалистов - чтобы положить конец бойне, уязвившей самолюбие Европы. Пусть никто не забывает, что мир в этом юго-восточном уголке континента был восстановлен благодаря тому, что Вашингтон несколько неохотно, но согласился разместить там свои вооруженные силы.

Теперь Европу вновь ждет испытание. Настало время закрыть одну из последних страниц войны на Балканах, выведя Косово на путь независимости. Для того чтобы это предприятие увенчалось успехом, Европа в 2007 г. должна проявить единство и смелость, отсутствие которых было так заметно в девяностые.

В результате военной интервенции 1999 г. под руководством США с целью изгнания из Косово армии мародеров Слободана Милошевича, Косово стало протекторатом ООН. Восемь лет спустя настало время покончить с этой конституционной неопределенностью. План был составлен специальным посланником ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari).

После нескольких раундов бесплодных переговоров с Белградом в этом году Ахтисаари пришел к выводу о том, что определить статус Косово в ходе переговорного процесса невозможно. Сербы не признают, что из-за преступлений Милошевича Косово потеряно ими навсегда.

Поэтому посланник ООН выступил с планом поэтапной независимости - поначалу под контролем Европейского Союза и под защитой сил НАТО, уже размещенных в провинции. Кстати, независимость - это необсуждаемое требование албанцев, составляющих подавляющее большинство населения Косово.

Конституционный проект Ахтисаари сложно признать идеальным. Стремясь защитить права и интересы сербского меньшинства, он разработал систему сдержек и противовесов, ошеломляющую своей сложностью.

Также и те, кто работает в международных институтах, управляющих сегодня Косово, не считают, что оно, безусловно, готово к демократическому самоуправлению. Несмотря на то, что на восстановление были брошены миллиарды, его экономика при смерти. Уровень безработицы составляет более 40 процентов. Процветают коррупция и организованная преступность. У Косово нет ни работоспособной судебной системы, ни полиции.

Между тем, ситуация с Косово вызывает определенную неловкость не только на Балканах, но и за их пределами. В отличие, скажем, от Боснии, Хорватии или Македонии, Косово никогда не было независимой республикой в составе бывшей югославской федерации. Оно было провинцией Сербии. Некоторые опасаются, что его независимость может создать опасный прецедент. Испанию беспокоит Каталония, Словакию - ее венгерское меньшинство, Грецию - Кипр.

При других обстоятельствах любого из этих несовершенств хватило бы для того, чтобы отложить реализацию плана Ахтисаари. Но проблема, как говаривала Маргарет Тэтчер, в том, что нет альтернативы. Косовары согласны только на независимость. Промедление лишь ухудшает ситуацию. Процесс созидания нации не может начаться в полной мере, пока Косово не будет гарантирована государственность. Сербия примирится с потерей, лишь увидев, что она необратима. Что касается прецедентов, то ООН просто должна четко заявить, что Косово - это исключение из правила. Сейчас нужна новая резолюция, которая покончит со статусом протектората и начнет процесс, который приведет Косово к обретению государственности.

Невзирая на дурные предчувствия в некоторых столицах, на настоящий момент план Ахтисаари получил поддержку всех 27 стран-членов ЕС. Энергичная дипломатия США обеспечила ему поддержку со стороны солидного большинства в Совете Безопасности ООН. Единственным серьезным препятствием остается Россия.

Насколько серьезным - мы не знаем. Пока режим Владимира Путина заявил лишь, что новая резолюция ООН по осуществлению предложений [Ахтисаари] будет неприемлема. Российские дипломаты говорили об опасности создания прецедента для Чечни, российские политики - о солидарности с сербскими братьями-славянами.

Косово оказалось запутано в кампанию Путина по восстановлению престижа России такими недобросовестными методами, как угрозы в адрес соседей, использование энергоносителей в качестве политического оружия и, вообще, создание новых проблем в международных отношениях. В новой мифологии Кремля операция НАТО против Милошевича представляется одной из многочисленных сознательных попыток унизить Россию и ее союзников.

Однако какими бы ни были мотивы Москвы, она наложит вето на новую резолюцию лишь в том случае, если просчитает, что этим Россия сможет внести раскол в отношения между США и Европой. Вето против единого международного сообщества лишь унизило бы Москву.

Итак, европейские правительства должны похоронить все свои опасения и, как говорится, встать плечом к плечу с Соединенными Штатами. Немцам нужно меньше говорить о риске конфронтации с Россией, а больше - о том, как завершить перманентный цикл насилия, который начался с признания Берлином независимости Хорватии. Испанцы, греки и остальные должны забыть о прецедентах. Ставки слишком высоки для того, чтобы пребывать в заложниках гипотез.

Вместо этого, европейские правительства - все вместе и по отдельности - должны заявить Москве, что, независимо от ее поведения в ООН, они намерены довести до конца процесс обретения Косово государственности. Тянуть время никто не будет.

В Косово на кону жизненно важные интересы Европы в области безопасности. Военнослужащие, сотрудники гражданской администрации и организаций помощи, которым угрожает возвращение к хаосу и насилию, - в основном европейцы. России же там нечего терять, кроме ложно понятой гордости.

Разумеется, с признанием независимости Косово ответственность Европы не закончится, а, скорее, начнется. Воцарение в Косово и других странах Западных Балкан мира и благосостояния, столь привычных для остальной Европы, потребует их вступления в Европейский Союз. Хорватия, Македония, Босния, Албания, Черногория, так же как Косово и - да - Сербия, должны стать полноправными членами ЕС до середины следующего десятилетия.

Все это требует от политических лидеров Европы всего лишь доли политического мужества, которого им так не хватало в начале девяностых. Так что же нас ждет? Час Европы или вновь позор Европы?

_________________________________

Блокирует ли Россия независимость Косово? ("Time", США)

В Косово говорят о московском вето и снова боятся войны ("The Observer", Великобритания)