Начало войны в Ираке ясно продемонстрировало, что вступление в 2004 году в ЕС восьми стран из бывшего советского блока усилило в рамках Евросоюза так называемый проамериканский лагерь. Действительно, пополнившие ряды ЕС страны считают себя членами 'евроатлантического' союза, в основе которого лежит глубокая солидарность между Европой и Соединенными Штатами.
Когда они публично выразили свою поддержку Джорджу Бушу, Жак Ширак заявил, что лучше было бы им промолчать. Это предупреждение не помешало им продолжать афишировать свои симпатии Вашингтону. В попытке восстановить трансатлантические связи, ослабленные американским вторжением в Ирак, Ангела Меркель во имя Европы проводит некоторое изменение политического курса, что, несомненно, получит поддержку нового французского президента Николя Саркози.
Влияние бывших коммунистических государств на политику Евросоюза влечет за собой еще одно последствие, комплиментарное предыдущему: оно в большой степени способствует ухудшению отношений с Москвой, и саммит ЕС-Россия в Самаре явился еще одним тому подтверждением. Оси Ширак-Шредер-Путин пришел конец. Теперь между руководством европейских стран и хозяином Кремля снова возникли трения.
Конфликтные ситуации множатся, непонимание усиливается, недоверие возрастает. Три члена Евросоюза находятся в состоянии открытой конфронтации с Москвой: Польша, из-за российского эмбарго на ее экспортные поставки мяса, Эстония после беспорядков, вызванных переносом памятника солдатам Красной армии, Литва по причине остановки поставок нефти по трубопроводу 'Дружба'.
В Брюсселе считают, что Россия так и не смогла смириться с тем, что ее бывшие сателлиты покинули ее орбиту. Она не понимает, почему Евросоюз безоговорочно поддерживает их и позволяет малым государством, как написал Сергей Караганов в статье в 'International Herald Tribune', 'диктовать свою волю Берлину, Парижу и Риму'. Москва искусно использует принцип 'разделяй и властвуй' и предпочитает выстраивать отношения не с Брюсселем, а с крупными государствами по-отдельности.
Европейцы решили выступить единым фронтом. 'Русские должны свыкнуться с мыслью, что новые члены являются частью Евросоюза и обладают такими же правами, как и другие страны', - считает один из европейских дипломатов. Нельзя отрицать, что руководители ЕС, от канцлера Германии Ангелы Меркель до председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, сожалеют, что Польша при поддержке стран Балтии блокирует начало переговоров по новому соглашению с Россией, но они считают необходимым, чтобы Европа проявляла единство позиций перед лицом Владимира Путина.
Катинка Барыш, экономист Центра европейских реформ, считает, что не достаточно просто обратиться к странам-членам ЕС 'говорить единым голосом'. Нужно, чтобы они договорились и выработали общую позицию. Проблема в том, что 'мнения и цели государств-членов ЕС разнятся'. Евросоюз должен найти способ гармонизировать их подход. По мнению Катинки Барыш, страны Европы должны начать 'открытое и перспективное' обсуждение своей политики в отношении России, чтобы 'четко сформулировать' свои требования и ожидания.
Сенатор Ив Поццо ди Борго (Yves Pozzo di Borgo) в недавно опубликованном отчете об отношениях между Европейским Союзом и Россией отмечает, что сложность заключается в 'разработке модели особого сотрудничества', в которой учитывались особенности государства, которое не стремится стать членом Евросоюза. Каким образом можно убедить Россию уважать права человека, когда она воспринимает любое упоминание об 'общих ценностях' как недопустимое вмешательство в свои внутренние дела?
____________________________________
Немцы вступают в новый этап отношений с Россией ("The International Herald Tribune", США)
Снимая напряженность в отношениях ЕС и России ("The International Herald Tribune", США)
Европа должна найти ответ на ужесточившуюся позицию России ("The International Herald Tribune", США)