Стремление к 'господству' во внешней политике привело к тому, что администрация Буша игнорирует ООН, наносит серьезный урон самым важным из наших альянсов, нарушает международное право, а также культивирует ненависть и презрение к нам во многих странах мира. Соблазнившись идеей ничем не ограниченной односторонней силы, президент стал интерпретировать свои конституционные полномочия так, что самые жуткие кошмары отцов-основателей стали реальностью. Любая политика, основанная на подчинении себе остального мира, не только создает врагов Соединенным Штатам и толкает людей в ряды 'Аль-Каиды', но и подрывает международное сотрудничество, имеющее ключевое значение для победы над террористами, желающими навредить Америке и запугать ее. Вместо 'господства' мы должны стремиться к [моральному] превосходству в мире, в котором нас уважают, желают идти за нами и принимать наши ценности.
При вопиющем неуважении к верховенству закона, проявляемом администрацией, нам будет очень непросто восстановить моральный авторитет Америки в мире. Моральный авторитет является величайшим источником нашей силы. Именно наш моральный авторитет был опрометчиво поставлен под угрозу недальновидными расчетами нынешнего своевольного президента.
Именно горделивое желание администрации Буша установить господство США над любым потенциальным противником привело к трагическому просчету, которым стала война в Ираке - болезненная авантюра, отмеченная множеством бед, основанная на множестве ложных посылок. Но расплачиваться пришлось американским мужчинам и женщинам в военной форме, попавшим в иракскую ловушку, и самим иракцам. На уровне наших отношений с остальным миром администрация с готовностью променяла уважение к Соединенным Штатам на страх перед нами. Именно таково реальное значение концепции 'шока и трепета'. Нынешняя администрация дополнила свою теорию американского господства доктриной превентивных ударов, наносимых независимо от того, насколько непосредственной является угроза, которой дается отпор.
Данная доктрина представляется допускающей поправки, и это может означать, что в Ираке она применяется не в последний раз. По сути, сама логика этой концепции предполагает серию военных операций против ряда суверенных государств - Сирии, Ливии, Северной Кореи, Ирана - но подразумевается, что доктрина будет применена ко всем тем странам, которые сочетают стремление к получению оружия массового поражения с участием в террористических операциях или размещением террористических организаций на своей территории. Это также означает, что резолюция по Ираку создала прецедент для превентивной операции в любой стране - стоит лишь нынешнему или будущему президенту принять соответствующее решение. Помимо катастрофы в Ираке, эта доктрина чревата множеством других рисков. Такая политика затрагивает основы отношений Соединенных Штатов с остальным миром. Статья 51 Устава ООН признает право каждого государства на самооборону, в том числе, право на превентивные действия с целью отражения непосредственной угрозы.
Возможно, к настоящему времени администрация начала осознавать, что национальная и международная сплоченность - это поистине стратегический ресурс. Но высокопоставленные члены кабинета долго не хотели заучивать этот урок, а сегодня принимают его далеко не единодушно и не последовательно. С самого начала действия администрации были призваны удовлетворить крайне правый фланг ее электората ценой солидарности среди всех американцев и между нашей страной и ее союзниками. Санкционированные Бушем вопиющие нарушения прав человека в тюрьме Абу-Грейб, лагере Гуантанамо и десятках других мест по всему миру нанесли серьезный ущерб моральному авторитету США и лишили легитимности усилия США по защите прав человека.
Президент Буш вяло и в двух словах извинился перед арабским миром, но он должен загладить свою вину перед американским народом за нарушение Женевских конвенций, за то, что американских солдат отправляли в самое пекло, невзирая на советы их командиров. И, что, возможно, самое главное, он должен объясниться перед всеми теми мужчинами и женщинами по всему миру, для которых Америка была сияющим идеалом, вдохновлявшим их на борьбу за справедливость и верховенство закона.
Когда речь идет о неспособности администрации Буша-Чейни предотвратить теракты 11 сентября, большинство американцев склонно оценивать их действия, исходя из принципа презумпции невиновности. Оглядываясь назад, четко видишь те ошибки, которые должны были быть замечены в то время, когда они были совершены. Но по истечении нескольких лет, когда общественности известны результаты проведенных расследований, более не очевидно, что администрация заслуживает подобного снисхождения со стороны американского народа. Полезно и важно исследовать те предупреждения, которые проигнорировала администрация - не для того, чтобы указать пальцем на виновного, а для того, чтобы лучше понять, как наша страна может избежать подобных ошибок в будущем. Когда лидеры не несут ответственность за серьезные ошибки, повышается вероятность того, что эти ошибки будут повторены ими и их преемниками.
То, почему добиться сотрудничества в борьбе с терроризмом становится все сложнее, может отчасти объяснить презрение Буша к каждому человеку, институту и каждой стране, которые не согласны с ним. Он подверг американцев, находящихся за рубежом и в стране, большей опасности нападения из-за своей гордыни и упрямства, в особенности же, из-за своего навязчивого стремления разворошить осиное гнездо в Ираке. Еще более усугубили проблему его постоянные оскорбления в адрес религии, культуры и традиции народов исламского мира.
Горькая правда заключается в том, что провальная политика Буша как в Ираке, так и в Афганистане сделала мир более опасным. Наши ближневосточные друзья - прежде всего, Израиль - подвергаются теперь большей опасности из-за политических просчетов и банальной некомпетентности гражданских чиновников Пентагона, ведущих эту войну.
Мы, американцы, должны были 'знать тогда то, что мы знаем сейчас' - не только о вторжении в Ирак, но и о климатическом кризисе, о том, что произойдет, если дамбы не защитят Новый Орлеан от урагана 'Катрина', и о последствиях многих других роковых решений, принятых на основе искаженной, а порой - откровенно ложной информации. Мы могли и должны были знать все это, потому что информация была доступна. Уже много лет назад мы должны были знать о возможности пандемии ВИЧ/СПИД. Но в более широком плане кризис в сфере принятия решений в США объясняется тем, что в нашем диалоге с миром разум играет все меньшую, все менее почетную роль.
Эл Гор - бывший вице-президент США. Данный текст - отредактированный отрывок из его новой книги 'The Assault on Reason' ('Покушение на разум'), вышедшей в свет на этой неделе в издательстве Bloomsbury.
_____________________________________
Репутация Америки лежит в руинах ("The Guardian", Великобритания)
Идет ли Америка к фашизму? ("The Guardian", Великобритания)