О новейшей истории украинского государственного строительства вполне можно сказать словами поэта - "поэма вольного народа". Да, в том же сатирическо-саркастическом смысле. А разве не так?
С чем, например, оставил наше независимое государство его первый глава при всем уважении к нему и его историческим заслугам? С сакраментальной фразой: "Маeмо те, що маeмо"
Второй вождь, который обещал, что поведет нас по "пути радикальных реформ", за 10 лет так и не дал ответ на поставленный им же самый главный вопрос: "То шо же мы строим?"
Правление третьего президента, за исключением короткого периода постмайдановой эйфории, уже превращается в перманентный кризис, который угрожает государству сплошной руиной.
Остается только молить Бога, чтобы мы не вошли еще раз в эпоху такой же сокрушительной Руины, которую пережили наши предки после Богдана Хмельницкого.
Что делать?
Первое, что нужно украинцам сегодня - это перестать плакаться, сокрушаться и жаловаться по поводу и без него. Волей Бога и обстоятельств независимое государство имеем. И нет - по крайней мере, с трех из четырех сторон - империй, готовых нас снова разодрать.
Итак, отсюда и ответ на вопрос "что делать?" - настойчиво работать и строить свое государство. Какое?
Самый большой недостаток нашей Конституции
В принципе, ответ на такой вопрос должен давать Основной Закон государства. Перечитывая нашу Конституцию, находим и попытку ответа в ст.5: "Украина является республикой". Но какой?
Но именно на этот самый главный, самый принципиальный вопрос в тексте ответа нет. И именно это самый большой недостаток нашего Основного Закона - в нем отсутствует концепция развития Украинского государства как республики.
Да и в общем, как не досадно констатировать, наша Конституция похожа на компилятивно-студенческий реферат по разным, часто противоположным, европейским образцам, и именно поэтому она страшно далека от украинских реалий, является эклектичной по форме и декларативной по смыслу большинства статей.
Итак, чтобы изменять наши реалии, чтобы влиять на развитие государства и общества, нужна совсем другая Конституция - и по духу, и по букве.
Сегодня уже очевидно, что этот документ, прежде всего, должен дать четкий ответ, где, на каком пути, в какой системе общественных координат находится Украина.
А она еще не вышла из переходного периода от советского социализма к западному, или европейскому, типичному капитализму. Мы - где-то посередине его первой стадии, которая имеет название период первичного накопления капитала.
Вот почему государство, его власть вместе со всеми правоохранительными органами, образно говоря, еще не могут даже сдерживать волчьи стаи "прихватизаторов" от беззакония, от криминального разграбления собственности, накопленной прошлыми поколениями украинского народа.
Потому, что вся полнота исполнительной власти в руках госчиновников, а немало последних за "откат", за взятку продадут, как говорят, и маму родную. Едва ли не каждую неделю у нас убивают предпринимателей, осуществляют рейдерские захваты собственности и т.п.
Постоянно идет передел рынков, сфер влияния. Значительная часть экономки, власти и общественной жизни под влиянием теневых схем, закулисных договоренностей и даже под контролем криминалитета.
Отсюда, с этой точки зрения хорошо видно, почему нам еще довольно далеко до демократии как системы власти и общественного устройства, где властвует закон, определенные нормы порядка, морали и т.п.
Поэтому нужно четко понимать, что в этот переходный период нам больше всего нужна очень крепкая, сдерживающая и регулирующая сила. Такой может быть только государство с крепкой вертикалью власти, с соответствующими регулирующими и карательными органами.
Вперед - к демократии, или назад - к авторитаризму?
Учитывая все эти обстоятельства, автор вместе с тем далек от мысли, что Украина требует диктатуры или авторитаризма. Если мы стремимся вернуться к Европе, то надо при всех наших бедах и сверхсложных задачах расстраивать демократическую республику.
Однако тут-то и возникает главный вопрос - какую?
Общеизвестно, что республика может быть президентской, парламентской или смешанной формы - президентско-парламентской или наоборот. Такие формы государственности складываются или в процессе продолжительного эволюционного развития, или являются последствием социальных революций или революционно быстрых общественно-политических реформ.
В Украине не было ни первого, ни второго, ни третьего. Все ожидания на то, что после Майдана новая оранжевая власть поведет нас семимильными шагами от авторитаризма кучмистского образца к демократической республике европейского сорта давно развеялись, как дым.
Кстати, в последние года, в особенности после начинания дискуссий о политреформе, много говорилось именно о поиске новой формы демократической республики.
Однако т.н. поэтапное и частичное осуществление этой реформы только разбалансировало и ослабило всю нашу власть и государство вообще. Наглядное свидетельство - нынешний политический кризис.
Украина - еще не республика
Что же такое демократическая республика, к которой нам нужно идти? Республиканское устройство государства, в отличие от авторитарных форм правления, предусматривает определенный минимум демократии.
А последняя начинается, по крайней мере, с двух основ - выборности представительной и исполнительной власти всех уровней гражданами, а значит, и подотчетности и подконтрольности органов власти соответствующим общинам, а также построения бюджета государства по принципу "снизу вверх", причем на всех его уровнях он также должен контролироваться гражданами страны.
Вот что на самом деле означает понятие "республика".
То есть речь идет о том, что и местная, и центральная власть избираются и контролируются самими гражданами, их общинами и, в конце концов, народом, политической нацией.
Что же мы имеем в Украине?
В соответствии со ст. 118 действующей Конституции "исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации".
Избираются ли они или по крайней мере их руководители гражданами нашего государства, с чего, собственно, и начинается демократия вообще?
Нет. В этой же статье дальше сказано: "Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций. Главы местных государственных администраций назначаются на должность и увольняются с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины".
Итак, ст. 118 нынешнего Основного Закона полностью нивелирует, отрицает и уничтожает первый тезис ст. 5 о том, что Украина является республикой.
Каким же тогда является на самом деле наше государственное устройство? Все политические системы, в которых исполнительная власть на местах назначается свыше, относятся к авторитарным. То есть уже по этому первому признаку Украину следует отнести к государствам с авторитарным типом правления.
Аналогичная ситуация и с государственным бюджетом - он не формируется и не реализуется по принципу "снизу вверх" и не контролируется гражданами нашей страны. Только горсовет Киева и Севастополя имеют право распоряжаться местными бюджетами.
Конечно, кто-то может возразить, что в нашей Конституции есть немало статей, в которых провозглашается, что "Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством" (ст. 1), что "в Украине признается и гарантируется местное самоуправление" (ст. 7) и т.п.
Больше того, относительно последнего даже выписан целый раздел - XI-ый. Да, все это записано. Но, как говорят, на бумаге.
А что имеем на самом деле? Ответ на этот вопрос нынче, на 16-м году независимости Украины, очевиден для всех: в нашем государстве, к сожалению, нет ни демократии, ни местного самоуправления, ни республики как таковой.
Что дальше?
Первый ответ на поставленный вопрос - реформы в Украине надо привести к их логическому завершению - установлению демократического порядка, то есть республики.
Для этого и нужно не просто внести отдельные поправки в Основной Закон, а подготовить его на базе новой концепции, главная задача и суть которой - изменение авторитарного государственного устройства на демократический, республиканский.
Поэтому прежде всего необходимо определиться, какой будет эта республика - президентской (как в США), парламентской (как в Германии) или смешанной формы (как во Франции).
Учитывая, что Украина полтора десятка лет развивалась в направлении президентско-парламентской республики и еще не вышла из переходного периода, ломать президентскую вертикаль власти рановато и даже вредно для государства.
Поэтому после введения реального местного самоуправления президентские администрации надо не ликвидировать, а передать им государственно-наблюдательные и контролирующие функции, то есть превратить их из дублирующего совет исполнительного органа в "глаз государев" в регионах.
Все эти вопросы могут быть урегулированы в Конституции, если там четко выписать модель государственного устройства - президентско-парламентской республики.
А чтобы подчеркнуть и закрепить демократическое устройство этой республики, в которой вся полнота власти на местах принадлежит гражданам и их общинам, а в стране - народу, вполне справедливо отобразить все это в названии нашего государства.
Лучший ее вариант, по убеждению автора, это тот, который уже был найден нашими предшественниками, однако и до сих пор еще не реализован - Украинская Народная Республика.
Именно проект такой республики и был бы лучшим выходом как из нынешнего кризиса, так и показал бы нам, украинцам, магистральный путь к дальнейшему развитию своего государства.
***
На завершение отметим, что благодаря проекту современной Украинской Народной Республики, которая будет основным содержанием и стержнем новой Конституции, мы сможем не только разрубить гордиев узел проблем власти, а и создать концептуальную и законодательную почву для проведения ряда давно назревших и перезревших реформ - административной, территориальной, бюджетной, налоговой, местного самоуправления, жилищно-коммунального и т.п.
Только осуществление их в комплексе может вывести Украину на путь развития цивилизованного, европейского государства с высоким уровнем демократии и достойным XXI столетия благосостоянием народа.
_________________________________
Пусть двери для Украины будут открыты ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Украина: шаг назад от края пропасти ("The Financial Times", Великобритания)