План администрации Буша по размещению 10 ракет-перехватчиков в Польше стал яблоком раздора в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Выступая в феврале в Мюнхене, президент Путин предупредил, что его осуществление 'неизбежно приведет к гонке вооружений'.
Недавно Путин подкрепил этот прогноз, объявив мораторий на выполнение Россией важного соглашения в области контроля над вооружениями - Договора 1990 г. об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Из этого заявления явно следовало, что Россия теперь считает себя вправе наращивать обычные силы на границах НАТО.
Но, одного ДОВСЕ может не хватить для того, чтобы Россия выместила свой гнев. Через несколько дней после мюнхенского выступления Путина генерал Юрий Балуевский заявил, что, если США продолжат реализовывать планы ПРО, то Россия выйдет из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Этот договор, подписанный в 1987 г., обязывал США и Советский Союз ликвидировать все ракеты дальностью от 50 до 5500 км и запрещал им иметь такие ракеты в будущем.
Россия не раз выражала свою неудовлетворенность РСМД. Путин указывал на отсутствие у него 'всеобщего характера', отмечая, что многие соседи России, в том числе, Иран и Северная Корея, размещают ракеты, обладать которыми запрещено США и России, и которые разрабатывают другие страны.
Сетования России на РСМД и американские планы ПРО - это две стороны одной медали. Речь идет о реакции на распространение ракетного оружия. Америка отвечает на эту усиливающуюся угрозу, создавая средства защиты от ракетного нападения. Угрожая выйти из договора РСМД, Россия сигнализирует свое намерение ответить на это размещением новых наступательных вооружений.
Разумеется, Россия настаивает на том, что американская система ПРО в Европе создается против нее, а не против Ирана. Но, если Россия действительно обеспокоена воздействием, которое 10 дополнительных ракет-перехватчиков могут оказать на ее арсенал из 2200 стратегических ядерных ракет, то она должна приветствовать их размещение в Европе, а не на Аляске, где расположена большая часть американских противоракет.
Российские межконтинентальные баллистические ракеты, запущенные с баз в восточной Европе и центральной Азии по целям в Северной Америке, полетят не через Польшу, а через Северный Ледовитый Океан. Такие МБР полетят в противоположном от Польши направлении, поэтому перехватчикам, запущенным из Польши, придется их догонять. Между тем, Аляска находится на траектории российских МБР, поэтому перехватчики, запущенные оттуда, с большей вероятностью смогут сбить российские ракеты.
Если опасения России относительно ПРО в Восточной Европе необоснованны, то этого нельзя сказать о недовольстве Путина договором РСМД. Подписывая договор, США и Советский Союз, по сути, устраняли угрозу, которую для них представляли ракеты с дальностью действия от 500 до 5500 км. Однако, в результате распространения ракетного оружия, эту угроза появилась вновь.
Путин был прав, указывая на то, что договор РСМД не приспособлен к миру, в котором идет распространение ракетного оружия. Нереалистично ожидать, что США и государства-преемники Советского Союза вечно останутся единственными странами в мире, которым запрещено обладать этими ракетами, если другие страны продолжат наращивать их численность. Для того, чтобы сохранить в силе договор РСМД, необходимо остановить распространение ракетного оружия.