Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Расшатанное мифологическое древо

Сенсационная история с сооружением в Варшаве памятника жертвам ОУН-УПА имеет сенсационное продолжение

Расшатанное мифологическое древо picture
Расшатанное мифологическое древо picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После резонанса относительно намерения соорудить памятник и касательно его проекта, ('Газета' уже писала об этом в феврале) выяснилось, что миф, которым питалась межнациональная вражда, - фикция. Это доказали на страницах издания Rzeczpospolita польские ученые Ада Рутковская и Дариуш Стола

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Этот текст обнаружила и перевела наш читатель ollo_eva, за что мы ей крайне признательны

__________________________________________________

После резонанса относительно намерения соорудить памятник и касательно его проекта, ('Газета' уже писала об этом в феврале) выяснилось, что миф, которым питалась межнациональная вражда, - фикция. Это доказали на страницах издания Rzeczpospolita (Речь Посполитая) польские ученые Ада Рутковская и Дариуш Стола.

'Газета' уже сообщала, что инициатива увековечения памяти поляков из восточных областей (схiдних кресiв), которых убили бойцы УПА, принадлежит организациям переселенцев из Волыни и Галичины. Вдохновителям оставалось только получить в муниципалитете Варшавы одобрение проекта. Однако сам проект памятника спровоцировал горячую дискуссию не только на Украине, но и в самой Польше, где интеллигенция решительно протестовала против его сооружения.

Проект известного польского скульптора Марьяна Конечного - это пятиметровое бронзовое дерево, увенчанное крыльями, к стволу которого прибиты и прикручены колючей проволокой погубленные дети. Как оказалось, прототипом памятника стала известная в Польше фотография с аналогичным сюжетом. Все поляки знают, что она была сделана на Тернопольщине в сороковых годах, и она будто бы демонстрирует зверства ОУН-УПА чинившиеся над мирным польским населением. Этот тезис, подтвержденный леденящей душу фотографией, активно перепечатали газеты и использовали в своих работах польские историки. Она также была включена в альбом 'Геноцид. Зверства УПА против поляков: документальные фото', который вышел в 2003 году. Однако недавно миф про детей, которых будто бы замучили убийцы, был опровергнут.

Множество версий одной истории

Согласно результатам расследования газеты Rzeczpospolita, источники происхождения этого фото в польской историографии противоречивы.

Впервые фотографию с макабрическим сюжетом приписали злодеяниям украинцев во вроцлавском журнале 'На рубеже' Na rubiezhy в начале 1990-х. Подпись к ней гласила: 'Польские дети, замученные и убитые подразделением УПА в окрестностях села Козова на Тернопольщине осенью 1943 года (из собрания доктора Станислава Кшаклевского). Через два года то же самое изображение появилось в работе Й. Венгерского 'Армия Крайова на территории Станислава и Тернополя' с другой подписью: 'Дети, убитые подразделениями СС 'Галичина' в районе Козовой, Бережанский повет (из собрания В. Залоговича).

В 2002 году историк Александр Корман в работе 'Отношение УПА к полякам на юго-восточных территориях Второй Речи Посполитой' дает расширенные варианты происхождения фотографии и трактовки событий, которые будто бы изображены на ней. Историк утверждает, что фото происходит из села Козова или Лозова Тернопольского повета и датируется 1943-1944 годами. По его словам, фото привезли во Львов спасенные от резни поляки, котороые рассказали, что УПА делали 'веночки из детей, прибивая их к деревьям на аллее, которую называли 'Дорога к Самостийной Украине'.

Иной вариант происхождения фотографии и событий, которые она фиксирует, дан в работе 2004 года 'О геноциде на Тернопольщине' Хоманского и Сикерки. Согласно их версии, автор фото - немецкий военный фотограф, который сделал ее в селе Козовка (Koзiвка) Бережанского повета в ноябре 1943 года. 'Хотя эта работа имеет богатые источники и научный аппарат, она не доказывает, на каком основании эта сцена приписывается селу Козовка, - идет речь в упомянутой публикации польской газеты. - Добавим, что еще в течение нескольких лет фото появляется в разных интернет-публикациях, а описание обрастает все новыми подробностями воображаемой истории'.

Цыганская правда

Rzeczpospolita прояснила настоящую историю фотографии, которая является едва ли не самым популярным подтверждением зверств украинцев против поляков. Выясняется, что украинцы не имеют ничего общего с этим злодеянием. Фото относится к 20-м, а не к сороковым годам минувшего столетия, его сделали следователи, и на нем изображены не польские дети, а цыганские. Более того, фотографий с мест события несколько, и все они в свое время были опубликованы вместе с реальной историей преступления, которое произошло в 1923 году. Косые линии на широко известной фотографии 'зверств УПА', которые считают колючей проволокой, в действительности являются просто дефектом негатива, либо сгибами на оригинальной фотографии - на других фото, которые обнаружила польская газета, никаких линий или колючей проволоки нет.

'Это случилось в ночь на 12 декабря 1923 года, - утверждают авторы газеты Rzeczpospolita. - Четыре жертвы - это цыганские дети, а убийцей была их сумасшедшая мать, 32-летняя М.Д. Это событие было подробно описано в публикациях о судебной медицине 1928 года (очевидно, в прессе тех времен).

Впервые фото опубликовали в статье 'Маниакально-депрессивный психоз в судебно-психиатрической казуистике' Витольда Люневского, директора соответствующего учреждения в Творках. Статья вышла в психиатрическом ежегоднике Rocznik Psyhiatryczny (Психиатрический ежегодник). События с иллюстрацией описаны в 'Учебнике по медицине для студентов и врачей', который в 1948 году издал профессор Виктор Грыво-Домбровский.

'Это, собственно, доказанный факт, что убийцей детей была их мать, - сообщает Rzeczpospolita. - Несчастная женщина убила четырех детей в глубоком горе после ареста мужа и распада цыганского табора, в котором она жила, не сомневаясь, что им угрожает неминуемая голодная смерть. На следующий день она сама пришла в полицию'.

Мифологизация истории

Rzeczpospolita считает, что мистификацию можно оправлять тем, что ':множество людей из юго-восточных областей бывшей Речи Посполитой видели такие ужасные вещи, что указанная фотография с трупами детей могла оказаться правдоподобной'. А украинские историки утверждают, что символы межнациональной вражды довольно часто эксплуатируют в политических целях. И то, что сами символы могут быть сфальсифицированными, для мифотворчества и стереотипов не имеет значения. Приписывание бойцам УПА зверств на основе ужасных фотографий какого бы то ни было происхождения в Польше практикуют до сих пор.

- Например, есть фото замученного молодого украинца, которого закололи штыками. Его напечатали в 1946 году в книге Миколы Лебедя. Там дано имя юноши - Иван, есть рассказ про то, откуда он был и обстоятельства, при которых его погубили красные партизаны, - рассказал 'Газете' Владимир Вятрович, директор Центра исследований освободительного движения, представитель Украинского института национальной памяти во Львовской области. - Постепенно эта фотография перекочевала в польскую историографию, и сейчас ее используют уже как доказательство 'зверств банд УПА' против гражданского польского населения. Вообще фотографии - довольно противоречивые исторические источники. Чтобы точно выяснить, что именно на них зафиксировано, нужно найти очевидцев, но на примере сфальсифицированных 'веночков из детей' видно, что это нетрудно организовать.

В целом господин Вятрович считает знаковой появление такой публикации в одном из самых популярных журналов Польши. И заявляет, что она подтверждает существование в польском обществе здоровых сил, которые в состоянии противостоять устоявшимся мифам.

- Боевые действия проводили обе стороны, и с каждой были жертвы, - говорит он. - Очевидно, поляков пострадало больше, но на этой территории они были в меньшинстве. Как свидетельствует история, крестьянской войне присуща особенная жестокость. Как известно, проводились плановые акции УПА против поляков, однако последние постоянно смещают акценты и утверждают, что это была борьба против гражданского населения. В такой борьбе очень трудно называть одну из сторон 'гражданским населением'. Отдельные населенные пункты были базами польской обороны, и с этих баз совершались нападения на украинские села. Они также были базами 'пятой колонны' для разворачивания польской акции обороны, оказывали помощь красным партизанам.

Что поставят на Гжибовской площади?

Обращаясь к последним публикациям, самой интересной стоит признать реакцию инициаторов установления памятника жертвам УПА, который имели намерение возвести на Гжибовской площади в Варшаве. Изменится ли проект благодаря исследованиям, о которых идет речь? С этим вопросом 'Газета' обратилась прежде всего к главе Общепольского комитета возведения памятника жертвам убийств мирного польского населения Восточных областей (Cхiднiх Кресiв), совершенных ОУН-УПА, руководителю организации 'Патриотическое движение жителей кресов', непосредственного свидетеля военных действий и бывшего участника отрядов 'самообороны' на Кременеччине Яна Невинского. Он заявил, что сущностных изменений в проекте скульптора М. Конечного не предвидится.

- Фотография не имеет ничего общего с проектом, - утверждает он в комментарии 'Газете'. - Это был только один из тысячи элементов, которые вдохновляли на создание монумента. Таких преступлений было совершено очень много. К тому же, пятиметровое дерево - это метафора жизни, где ветви-крылья символизируют победу жизни над смертью. А дети были самой большой группой среди жертв, истребленных бойцами УПА, поэтому детские тела на стволе (мы со скульптором еще решим, как их разместить), будут символизировать невинных жертвы ОУН-УПА.

В то же время господин Невинский заявил, что сооружение такого памятника ни в коем случае нельзя воспринимать как шаг к междоусобице.

- Следует сообщить, что польско-украинская дружба сегодня и преступления прошлого, вся бездна безумия и ненависти - разные вещи. Хотел бы заявить, что никто так не заинтересован в дружбе двух народов, как все 'кресовяки', - заверил журналиста 'Газеты' Ян Невинский. - Также, согласно проекту, на памятном знаке установят мемориальные доски на четырех языках народов-жертв преступников УПА: на польском, украинском, русском и иврите.

По словам господина Невинского, проект еще находится в разработке, инициаторы его сооружения находятся в постоянном общении со скульптором, автором проекта Марианом Конечным. В частности, в муниципалитете польской столицы 'Газету' заверили, что дело с утверждением монумента еще не тронулось с места.

- Для проведения процедуры прежде всего следует подать на рассмотрение полный пакет документов, а мы их до сих пор не получили, - сказал в комментарии 'Газеты' Лукаш Ковальский, пресс-секретарь городского совета Варшавы.

Вторая мировая: подвиг немцев ("Львiвська газета", Украина)

____________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - ollo_eva

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей