Возможно, мы никогда не узнаем точную причину столь жестокого и 'демонстративного' убийства бывшего агента КГБ Александра Литвиненко - в прошлом году в Лондоне он был отравлен полонием-210.
Андрея Лугового - в прошлом его друга и делового партнера, которого британская Королевская служба по уголовным обвинениям (Crown Prosecution Service) обвиняет в этом убийстве - почти наверняка не выдадут британскому правосудию. Вряд ли он предстанет перед судом и в самой Москве.
Сам г-н Луговой утверждает, что не был исполнителем преступления; по его словам, речь идет о некоем загадочном заговоре с участием британских спецслужб и Бориса Березовского - российского олигарха, эмигрировавшего в Великобританию. Г-н Березовский, в свою очередь, неоднократно отрицал свою причастность к убийству Литвиненко.
На деле ни покойного г-на Литвиненко, ни г-на Лугового нельзя считать значимыми фигурами; проблема в том, что дело, в котором они замешаны, стало одной из причин серьезного конфликта между Британией и Россией. Сами они - лишь эпизодические актеры на мрачноватой сцене российского бизнеса и политики. В центре нынешней дипломатической коллизии стоит их бывший работодатель - Борис Березовский.
Он быстро разбогател в период распада СССР, а сейчас, похоже, превратился в излюбленный 'жупел' Кремля. И Березовский играет отведенную ему роль с недюжинным рвением.
На прошлой неделе Березовский заявил на страницах нашей газеты, что именно он финансирует 'Другую Россию' - небольшую группу либерально настроенных интеллектуалов, пытающихся организовать демократическую оппозицию российскому президенту Владимиру Путину. В апреле, в интервью Guardian, он зашел еще дальше, заметив: 'Чтобы сменить этот режим, необходимо использовать силу'.
Эти слова привели к новой попытке российских властей добиться его экстрадиции из Великобритании. До этого британские суды уже отклонили два запроса о выдаче Березовского - на родине его обвиняют в мошенничестве.
Лидеры 'Другой России' - среди них и бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров - отрицают получение каких-либо денег от Березовского. Возможно, так и есть. Любая связь с олигархом вредит их репутации, ведь многие россияне рассматривают его как символ 'бандитского капитализма', царившего в стране в середине 1990-х.
Возникает вопрос: зачем Березовскому делать такие заявления, и почему Кремль уделяет им столько внимания?
В качестве имиджмейкера г-н Березовский нанял лондонскую пиар-фирму Bell Pottinger. Он обожает находиться в центре внимания, однако в России его влияние ослаблено, что снижает и интерес к олигарху в других странах. Березовскому крайне важно изображать себя не просто бизнесменом, а политическим деятелем. Чтобы успешно сопротивляться новым попыткам экстрадиции по обвинению в экономических преступлениях, он должен продемонстрировать, что справедливого суда над ним в России не будет. Поэтому образ гонимого политика подходит ему как нельзя лучше.
Сегодня г-н Березовский утверждает, что неправильно понял вопрос корреспондента FT о финансировании 'Другой России'. Что же касается заявления в интервью Guardian, то здесь, по словам олигарха, неправильно поняли его. Он выступает за бескровную революцию по образцу украинской 'оранжевой'. Дело, однако, уже было сделано.
Г-ну Путину и его потенциальным преемникам, в свою очередь, выгоднее иметь дело с угрозой 'экспорта революции' из-за рубежа на деньги сомнительного капиталиста, а не с самостоятельной оппозицией внутри страны. Испорченная связью с Березовским репутация идеалистов из 'Другой России' равносильна пропагандистской победе Кремля.
В принципе, до сих пор неясно, из-за чего вообще произошла ссора между Путиным и Березовским.
Возможно, она была как-то связана с чеченской войной: г-ну Березовскому нравилось изображать из себя посредника между сторонами, и он мог оказаться 'между двух огней'. Кроме того, именно он организовал финансовую поддержку со стороны олигархов во время выборов 1996 г., когда Борис Ельцин, вопреки всему, был переизбран на второй срок. В общем, г-н Березовский знает много кремлевских тайн.
Проблема в том, что вендетта между президентом и олигархом, судя по всему, выгодна им обоим. Однако страдают от нее демократические оппоненты Путина и российско-британские отношения.
На дипломатическом фронте в ближайшее время не стоит ожидать перемен к лучшему. Россия вступает в год выборов: парламентские состоятся в декабре этого года, а президентские - следующей весной. На последних любой подобранный г-ном Путиным преемник благодаря системе 'управляемой демократии', скорее всего получит подавляющее большинство голосов, но любая перспектива смены режима до сих пор заставляет Кремль сильно нервничать.
Поэтому угрозы из-за рубежа и 'олигархи-революционеры' ему только полезны: ими можно пугать избирателей. В общем, если бы Березовского не существовало, Путину следовало бы его выдумать.
__________________________
Cимптомы напряженности, которая грозит перерасти в разрыв ("The Independent", Великобритания)
Сегодня Россия стала совсем другим зверем ("Newsweek", США)