Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Черный джип Chrysler останавливается у тротуара недалеко от Большого театра. Два охранника цепкими взглядами осматривают улицу. Затем из машины выходит женщина с дочерью. Обе хорошо загорели; обе одеты в эксклюзивные платья от известных дизайнеров. Они быстро заходят внутрь дорогого торгового центра, где продаются драгоценности и модная одежда

Черный джип Chrysler останавливается у тротуара недалеко от Большого театра. Два охранника цепкими взглядами осматривают улицу. Затем из машины выходит женщина с дочерью. Обе хорошо загорели; обе одеты в эксклюзивные платья от известных дизайнеров. Они быстро заходят внутрь дорогого торгового центра, где продаются драгоценности и модная одежда.

Богатые русские приобретают предметы роскоши с ожесточенной несдержанностью - как бы в отместку за серые годы массового ширпотреба при коммунизме. Это стало для них отличительным признаком благосостояния в обществе, которое сегодня одержимо погоней за деньгами и статусом. В глобальном масштабе это небольшой рынок. Для торгующих предметами роскоши компаний, таких как LVMH или Burberry, доля России в их объемах продаж составляет всего около 5 процентов. Но она растет слишком быстро, чтобы известные фирмы могли эту страну игнорировать.

Алла Вербер является вице-президентом компании Mercury. Это самая крупная в России компания по розничной продаже предметов роскоши. Она работает в партнерстве с известными во всем мире фирмами, включая дома мод Dolce & Gabbana, Giorgio Armani, Prada и Gucci, ювелирные компании Tiffany и Bulgari, производителей роскошных автомобилей Lamborghini, Ferrari, Maserati и Bentley. В прошлом месяце Mercury открыла два первых в России магазина Ralph Lauren.

'Теперь здесь собрались все', - говорит Вербер.

'Здесь представлены все известные имена и основные торговые марки. В нашей стране были коммунистические принципы потребления, и всем приходилось быть одинаковыми. Сегодня у людей есть деньги, и есть безопасность. Они хотят покупать те прекрасные вещи, которых никогда не было у их родителей, дедушек и бабушек. Они хотят хорошо жить и тратить свои деньги'.

Российский рынок предметов роскоши занимает четвертое место в мире после США, Японии и Китая. Вместе с китайским он является важным источником процветания этой отрасли, которая стремится к расширению, переходя за пределы установившихся традиционных границ.

'Мы считаем, что Россия будет очень важным новым рынком данного сектора, - говорит Жак-Франк Доссин (Jacques-Franck Dossin), возглавляющий находящееся в Лондоне исследовательское подразделение предметов роскоши и косметики американского инвестиционного банка Goldman Sachs, - мы ожидаем, что на новых рынках, и в частности в России, будет отмечаться солидный и устойчивый рост. Мы полагаем, что в течение следующих пяти лет российский рынок вырастет, по меньшей мере, на 15 процентов'.

По словам Елены Кудозовой, директора Millionaire Fair (ярмарки для миллионеров) - ежегодно демонстрирующей предметы роскоши, вкусы покупателей в этой сфере также развиваются.

'Россиянам нужно самое лучшее, а самое лучшее почти всегда самое дорогое, - говорит она, - однако сейчас вкусы становятся все более утонченными, и наши партнеры стремятся это учесть'.

Организаторам первой 'ярмарки для миллионеров', которая прошла два года назад, с большим трудом удалось привлечь компании к участию, потому что они крайне настороженно относились к возможности подделки своих брэндов. Сегодня количество участников увеличилось в полтора раза, а число посетителей выросло с 21 тысячи в 2005 году до 38 тысяч год назад.

'Мы замечаем рост вкуса к действительно экстравагантным вещам, - говорит Кудозова, - в прошлом году одна компания выставила бутылочки для детского питания из золота. Мне это кажется совершенно возмутительным, однако спрос на них оказался неожиданно высоким. Когда мы только начинали, люди мечтали о 'мерседесах'. А в прошлом году все выстраивались в очередь, чтобы купить последние модели 'бугатти''.

Она также подметила еще одну новую тенденцию. Участники выставки предлагают ограниченные серии продуктов для российского рынка. В прошлом году флакон духов Guerlain единичного изготовления был выставлен за 35 тысяч евро. В этом году Volvo и General Motors планируют представить на выставке свои концепт-кары.

Россия не дает легких денег иностранным брэндам предметов роскоши. Чтобы снизить степень риска на этом рынке, который по-прежнему считается ненадежным, большая часть зарубежных компаний действует через представителей или совместно с российскими партнерами. А это снижает их доходы. Признаком роста доверия к российскому рынку стали действия фирм Chanel и Dior, которые, наряду с другими компаниями, выкупают доли своих партнеров в России, предпочитая действовать самостоятельно.

Другая проблема заключается в необходимости больших инвестиционных вложений. Аренда торговых площадей в самых выигрышных местах Москвы стоит баснословных денег, хотя торговля не всегда идет достаточно бойко. В центре товаров роскоши в подмосковной Барвихе в понедельник утром покупателей совсем мало. Торговый комплекс, представляющий собой ряд деревянных зданий среди леса, принадлежит группе Mercury. Здесь представлены такие торговые марки, как Ermenegildo Zegna, Chopard и Harley Davidson.

Но комплекс в Барвихе это не столько магазин, сколько площадка для рекламы брэнда. Он находится на Рублево-Успенском шоссе - оживленной магистрали, ведущей из Москвы в шикарный пригород, ставший домом для политиков (включая президента Путина) и бизнес-элиты.

На самом деле, дома русские делают менее 50 процентов своих покупок предметов роскоши. Многие предпочитают ездить за ними в Лондон или Нью-Йорк.

Но по словам господина Доссина из Goldman Sachs, магазины в Москве больше считаются 'местами раскрутки известных брэндов'. Считается, что отдача от вложенных инвестиций не обязательно будет происходить именно в этом магазине или даже в этой стране. Речь здесь больше идет о рекламе торговых марок.

Так куда же дальше будет двигаться российский рынок товаров роскоши? Пока высокие цены на нефть подталкивают экономическое развитие страны, перспективы выглядят радужными. Богатые будут и дальше богатеть и покупать роскошные товары. Вместе с тем, Доссин отмечает расширение этого рынка с появлением среднего класса и его проникновением в регионы.

Одним из примеров такого проникновения стал Сочи. В прошлом блеклый курортный город, куда советские министерства направляли своих сотрудников на отдых и лечение в санатории сталинской эпохи, сегодня он превратился в оживленный центр, где в магазинах модной одежды торгуют платьем и аксессуарами от Dolce & Gabbana и Christian Dior.