Хулиганы-антиглобалисты - не единственные, кто швыряется камнями накануне завтрашнего саммита 'большой восьмерки' в Германии. 'Булыжник' - пусть и риторический - который бросил Владимир Путин, оказался самым увесистым.
За считанные дни до того, как 'преломить хлеб' с лидерами ведущих промышленно развитых демократических государств мира, хозяин Кремля поставил новый рекорд с точки зрения агрессивных выпадов против Запада. Если Америка, как запланировано, развернет на континенте систему противоракетной обороны, 'у нас должны появиться новые цели в Европе, - заявил г-н Путин журналистам из стран 'восьмерки', среди которых был и корреспондент нашей газеты. - А какие это будут средства: . . . . баллистические или крылатые ракеты, или это могут быть совершенно новые системы - это уже дело техники'.
Помимо этой угрозы ядерным оружием, г-н Путин всячески пытался принизить значение подрыва демократии внутри страны и истории с гибелью Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне в ноябре прошлого года. 'Я абсолютный и чистый демократ', - заявил он (надо понимать, иронически). А запрос британских властей об экстрадиции бывшего офицера КГБ, обвиняемого в убийстве Литвиненко, чтобы тот мог предстать перед судом в Лондоне, Путин попросту назвал 'глупостью'.
Страны, входившие прежде в 'большую семерку', ломают голову: какие мотивы стоят за недавним усилением националистической риторики в Москве. Возможно, г-н Путин стремится укрепить контроль Кремля над страной - ведь до того момента, когда ему придется подбирать себе преемника, осталось меньше года. А может быть, он хочет запугать международное сообщество, чтобы оно не вмешивалось в внутренние, по его мнению, дела России. Или он хочет расколоть Европу и застолбить за Россией 'участок' на территории бывшей советской сферы влияния. Или. . .
Вместо того, чтобы гадать, что на уме у Путина, США и их союзникам следует четко заявить о собственной позиции. Радар и 10 шахт для перехватчиков, которые будут размещены в Чешской Республике и Польше, предназначены для защиты от иранских ракет, и не представляют для России никакой угрозы. Эта оборонительная система имеет важнейшее значение для нашей безопасности. Президент Буш окажет победителям в 'холодной войне' большую услугу, если скажет об этом без обиняков - и на предстоящем саммите в Хайлигендамме, и на июльской встрече с Путиным в Кеннебанкпорте (штат Мэн).
Европейцам также необходимо высказаться четко и ясно. Будучи членами ЕС и НАТО, Чешская Республика и Польша сегодня принимают решения самостоятельно - как бы это ни раздражало их бывших хозяев в Москве. Новые лидеры Германии и Франции, где раньше у власти находились апологеты Путина, готовы противостоять кремлевскому шантажисту. Позиция в отношении России - 'лакмусовая бумажка', по которой можно будет судить о всей внешней политике ЕС.
Возможно, г-н Путин и считает, что демократия, свободный рынок и соблюдение законности не соответствуют его интересам. Однако все это несомненно отвечает интересам Запада - да и российского народа. И встреча в Хайлигендамме - подходящий повод, чтобы недвусмысленно об этом заявить.
_______________________________
'Большая восьмерка': мир на грани войны ("Le Monde", Франция)
Россия и 'большая семерка': Последний залп ("The Guardian", Великобритания)