Антизападная риторика Владимира Путина - элемент просчитанной кампании по возвращению России статуса мировой державы, полагает заведующий внешнеполитическим отделом Times Ричард Бистон
Президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) должно быть, кипит от негодования. Еще недавно его гневные речи, сулящие страшные кары врагам Ирана, попадали в заголовки всех газет. Сегодня тегеранского лидера полностью затмил Владимир Путин: он не только взял на вооружение такую же антизападную риторику, но и способен подкрепить ее весомыми аргументами в виде ядерных ракет.
Кремлевский лидер открыто угрожает нацелить эти ракеты на Европу и говорит о возможности новой 'холодной войны' между Россией и Западом. И все потому, что Америка хочет разместить в Восточной Европе систему ПРО для защиты Запада от будущей угрозы ракетно-ядерного нападения со стороны Ирана.
Возможно, формулировки российского лидера и отличаются крайней резкостью, но в их содержании ничего нового нет. Уже не первый месяц бывший офицер КГБ повышает накал антизападной риторики в попытках вернуть России статус мировой державы.
Активы западных инвесторов в российском энергетическим секторе ренационализируются властями. Американская политика ставится на одну доску с действиями нацистской Германии. Британия сделала 'глупость', осмелившись попросить Россию о выдаче подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко. Несколько бывших советских республик и стран Восточного блока ходят в синяках и шишках из-за постоянных баталий с Москвой.
Возможно, самим американцам и европейцам трудно понять, какую угрозу они могут представлять для Москвы, но россиянам действия Запада представляются явным вызовом.
Со времен крушения коммунизма Евросоюз и НАТО неуклонно расширяются на восток, а сейчас они активно действуют в таких странах, как Украина, Молдова, Азербайджан и Грузия, которые, по мнению России, входят в ее традиционную сферу влияния.
Жестокие репрессии против слабых либеральных политических организаций в России - это сигнал Кремля, что он не потерпит появления в стране народных движений по образцу тех, что стали движущей силой 'революции роз' в Грузии и 'оранжевой революции' на Украине.
Последней каплей стали планы США по размещению противоракетного 'щита' в Польше и Чешской Республике.
Более напористый и националистический курс Москвы находит мощную поддержку у простых россиян, жаждущих покончить с унижениями, которым, по их мнению, подвергалась страна после крушения советской империи.
Так насколько же серьезное беспокойство следует испытывать лидерам семи самых богатых и могущественных держав мира, садясь за один стол с Путиным - последним по времени вступления и наименее желанным членом 'восьмерки'?
Прежде всего следует развеять опасения, связанные с возобновлением 'холодной войны' между Западом и Россией.
Сегодня Россия гораздо слабее, чем в советские времена. Ее экономику, конечно, подпитывают высокие цены на нефть и газ, но во всех других отношениях она еще очень слаба. Ее армия состоит из плохо вооруженных призывников. Недавно, когда Москва решила обозначить свое присутствие в ходе учений британских ВМС у побережья Шотландии, это задание было возложено на пару турбовинтовых бомбардировщиков Ту-95 - реликтов 'холодной войны', место которым в музее.
Население России сокращается почти на миллион человек в год: это связано с серьезными социальными и медицинскими проблемами, которым государство не уделяет должного внимания. Инфраструктура в стране остается на примитивном уровне. Россия отчаянно нуждается в западных инвестициях для развития экономики, и западных технологиях для освоения своих сырьевых ресурсов.
Однако, несмотря на свою слабость, Россия по-прежнему играет важную роль на мировой арене, и Западу необходимо с ней взаимодействовать. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Ее конструктивная позиция имеет важнейшее значение при решении таких международных проблем, как будущий статус Косово, мирное урегулирование на Ближнем Востоке и устранение ядерной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи. Ее энергопоставки - при всех сомнениях относительно их надежности - необходимы промышленности европейских стран.
Наилучшая реакция на шумные заявления Москвы и бряцание казацкой шашкой - уделять России должное внимание. В этом отношении Западу, который постоянно отвлекали война с террором, иракская 'трясина' и будущее ЕС, придется немало потрудиться, наверстывая упущенное.
Крупнейшим западным державам, и в первую очередь новой 'тройке' лидеров ЕС - канцлеру Меркель, президенту Саркози и Гордону Брауну (Gordon Brown) - следует выработать единую стратегию в отношении России.
Попытки России запугать соседние государства, кампания Москвы против диссидентов внутри страны и за рубежом и иные неприемлемые шаги должны встречать солидарный отпор Запада.
В то же время, западным странам не следует провоцировать Россию; там где это возможно, он должен оказывать этой стране уважение, которого, по мнению Москвы, она заслуживает.
В культурном и 'светском' плане россияне считают себя европейцами. Они предпочитают отправлять детей учиться в Англию и проводить лето на средиземноморских пляжах.
Г-ну Путину остается меньше года до окончания президентского срока. И западным странам следует позаботиться о том, чтобы его преемник вновь стал членом их 'клуба'.
__________________________
Вендетта между Березовским и Путиным выгодна им обоим ("The Financial Times", Великобритания)
Европу бросает в дрожь от дыхания новой 'холодной войны' ("The Guardian", Великобритания)