В качестве прелюдии к саммиту Группы восьми, открывающемуся на этой неделе в Германии, российский президент Владимир Путин обрушился с критикой на планы администрации Буша по развертыванию системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Хотя между путинской Россией и другими членами 'большой восьмерки' действительно существуют определенные конфликты интересов, столкновение в стиле 'холодной войны' из-за системы ПРО не должно стать одним из таких конфликтов. Эта драка, которую начал президент Буш, и в которую ввязался Путин, никому не нужна.
В военном плане слова Путина о нацеливании 'баллистических или крылатых ракет, а может быть, совершенно иных систем' на объекты в Европе лишены смысла. Имеющиеся в настоящее время в российском арсенале ракеты могут быть в течение считанных минут перенацелены на новые объекты. Тем не менее, пространные разговоры Путина на ракетную тематику вполне вписываются в рамки воинственных заявлений, которые звучат не только из Москвы, но и из Вашингтона.
Когда речь заходит о той настойчивости, с которой Буш проталкивает план размещения 10 ракет-перехватчиков в Польше и радарной установки в Чехии, то возрождение риторики времен 'холодной войны', основанной на принципе взаимного устрашения, кажется особенно необоснованным - ведь ситуация представляет собой не что иное, как конфликт, которого можно было бы избежать и корни которого кроются в преднамеренном обмане с обеих сторон исчезнувшего 'железного занавеса'.
В пространном интервью за щедрым обедом, устроенном в пятницу вечером для западных журналистов, Путин поднял на смех утверждения о том, что запланированная к размещению в Центральной Европе система противоракетной обороны необходима для противодействия иранским ракетам большой дальности. Здесь Путин был прав лишь отчасти. Да, сейчас у Ирана нет ракет, способных достигать территории Европы, а тем более Соединенных Штатов. Однако эта исламская республика работает над увеличением радиуса действия своих ракетных систем, и вполне возможно, что к тому времени, когда США развернут компоненты своей ПРО в Польше и Чехии, она получит ракеты, способные наносить удары по Европе.
Путин был также неправ и в отношении причин, по которым Буш хочет разместить на европейской территории самую амбициозную версию американской ПРО - системы, предназначенной для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет при помощи перехватчиков за пределами земной атмосферы. Что-то явно макиавеллиевское звучало в словах Путина, когда он намекнул, будто бы тайная цель развертывания системы ПРО в Европе заключается в намерении Буша 'подтолкнуть нас к ответным шагам, чтобы не допустить дальнейшего сближения России и Европы'. В его замечаниях звучали какие-то параноидальные нотки, когда он заявил, что ситуация, в которой одна сторона имеет систему ПРО, а другая нет, 'создает иллюзию защищенности и повышает возможность развязывания ядерного конфликта'.
Путину надо понять следующее - и это могут объяснить ему эксперты по ядерному оружию: та система противоракетной обороны, которую стремится развернуть Буш, имеет один серьезнейший изъян. Ее датчики не отличают находящиеся в космосе настоящие боеголовки от ложных целей, которые легко можно туда запустить. А неработающая система не может представлять угрозу для России, тем более служить в качестве щита от Ирана. От этой системы выгоду получают только подрядчики из оборонной отрасли, а ослабить она может лишь американских налогоплательщиков.
___________________________________________________________
Куда нацелены ядерные ракеты? ("The Guardian", Великобритания)